Правила и порядок выбытия основных средств на примере – проводки, документы, учет амортизации

фото-1Основное средство эксплуатируется предприятием на протяжении определенного срока. Это может быть период полезного использования, время получения экономической выгоды, удовлетворительное состояние объекта.

При наступлении подходящих обстоятельств основное средство может выбывать из организации. Причин тому несколько – износ, поломка, передача другому лицу безвозмездно или за плату, моральное устаревание.


Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему - напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 - Другие регионы - ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Способы

Способы выбытия активов зависят от причин для снятия основных средств с учета.

Объекты ОС выбывают из организации по следующим причинам:

  • физическое изнашивание – объект не способен далее работать так же эффективно, как раньше;
  • моральное устаревание – актив не соответствует современным реалиям и требует обновления;
  • полный износ – окончание срока полезного использования, установленного для конкретного основного средство при его приеме на баланс предприятия;
  • поломка, порча – утрата прежних эксплуатационных качеств;
  • объект более не нужен организации;
  • иные причины.

В соответствии с указанными причинами возможны следующие способы выбытия основных средств из организации:

  1. фото-2Списание в связи с износом, поломкой.
  2. Продажа другому лицу – передача за плату.
  3. Дарение другому лицу – безвозмездная передача.
  4. Внесение в уставный капитал другой организации.

Указанные способы являются основными направлениями выбытия объектов ОС из компании.

Документальное оформление

Процесс выбытия требует обязательного документального оформления. Любая операция должна подкрепляться документом.

Любая проводка должна выполняться только при наличии бумажного подтверждения.

Процедура выбытия, как правило, сопровождается оформлением следующих документов:

  • Приказ – на основании распоряжения формируется комиссия, которая принимает решение о необходимости выбытия основного средства, причин для этого.
  • Акт осмотра основного средства – документ, составляемые членами комиссии в ходе оценки состояния ОС.
  • Дефектная ведомость – если оборудование имеет повреждения.
  • Акт списания (ОС-4, ОС-4а или ОС-4б) – если объект подлежит снятию с учета и дальнейшей разукомплектации, утилизации или уничтожению.
  • Акт приема-передачи (ОС-1, ОС-1а или ОС-1б) – если объект передается другому лицу при дарении, продаже или внесении в уставный капитал другой компании.
  • Договор купли-продажи или дарения.
  • Инвентарная карточка (ОС-6, ОС-6а или ОС-6б) – вносится информация о снятии основного средства с баланса предприятия.

Возможно оформление дополнительных документов в зависимости от причин и способа выбытия объекта основных фондов.

Бухгалтерский учет в организации

фото-3Бухучет предполагает отражение двойных записей на бухгалтерских счетах для проводимых операций.

Совершает их бухгалтер, ответственный за ведение учета основных средств.

Проводки совершаются только на основании документов.

Таковыми в данном случае могут выступать акт списания или акт приема-передачи ОС.

Оборудование и прочие внеоборотные активы материального характера учитываются на счете 01 – по дебету показывается стоимость имеющихся на балансе ОС, по кредиту – стоимость списываемых активов.

Выбытие основного средств, независимо от причин и направления движения, в бухгалтерском учете всегда сопровождается следующим порядком:

  1. Открытие отдельного субсчета на счете 01 – 01.2.
  2. Перенос в дебет субсчета 01.2 стоимости выбывающего ОС (с кредита субсчета 01.1) – проводка Дт 01.1 Кт 01.2.
  3. Перенос в кредит субсчета 01.2 накопленной за время использования амортизации (с дебета счета 02) – проводка Дт 02 Кт 01.2.
  4. Определение остаточной стоимости – разность дебета и кредита субсчета 01.2. Если результат разности нулевой, то объект полностью самортизирован.
  5. Списание остаточной стоимости в расходы отражается проводкой Дт 91.2 Кт 01.2.
  6. Учет сопутствующих расходов, связанных с выбытием ОС – Дт 91.2 Кт 23, 70, 69, 76, 60.

Дальнейшие действия зависят от способа выбытия:

  • если это продажа, то отражается продажная стоимость проводкой Дт 62 Кт 91.1, начисляется НДС к уплате с продажной стоимости Дт 91.2 Кт 68;
  • если это безвозмездная передача, то начисляется НДС от рыночной цены на аналогичный объект ОС;
  • если это списание, то определяется возможность и необходимость оприходования деталей, узлов, оставшихся от разборки и демонтажа основного средства, МЦ ставятся на приход проводкой Дт 10 Кт 91.1;
  • фото-4если это внесение объекта в уставный капитал другой организации, то остаточная стоимость ОС с кредита счета 01.2 переносится дебет счета 76, при этом данная операция считается финансовым вложением и отражается проводкой Дт 58 Кт 76.

После проведения указанных проводок на счете 91 можно определить финансовый результат от выбытия основного средства – это может  быть прибыль или убыток, который отражается на счете 99.

Ниже приведена таблица с проводками, которые отражаются при выбытии основных средств различными способами из организации.

Какими проводками отражается?

Проводки  

Описание операции

Дт Кт
01.1 01.2 Списана стоимость выбывающего ОС
02 01.2 Учтены амортизационные накопления на дату выбытия
91.2 01.2 Списана остаточная стоимость актива
91.2 70, 76, 60, 69, 23 Отражены затраты, связанные с выбытием
При списании в связи с износом, поломкой
10 91.1 Оприходованы детали, узлы, механизмы, оставшиеся после демонтажа ОС
При продаже
62 91.1 Отражена продажная цена выбывающего актива
91.2 68 Отражен НДС к уплате
91.2 10 (20,23,26 …), 60 Учтены расходы, связанные с реализацией и доставкой ОС до покупателя
При безвозмездной передаче
91.3 68 Начислен НДС от рыночной стоимости объекта, предназначенного для передачи в дар
При внесении основного средства в уставный капитал другой организации
76 01.2 Отражена процедура передачи ОС в уставный капитал другой организации
58 76 Отражена задолженность по вкладу в составе финансовых вложений

Пример продажи

Исходные данные:

Для большего понимания процесса учета выбытия ОС при реализации за плату рассмотрим следующий пример:

Организация продает автомобиль:

  • фото-5Первоначальная стоимость – 900 000;
  • Амортизация – 300 000;
  • Продажная цена – 472 000;
  • Расходы на продажу – 10 000 (доставка ТС до покупателя силами транспортной компании).

Проводки:

Сумма Операция Дебет Кредит
900 000 Списание стоимости продаваемого авто 01.2 01.1
300 000 Учет амортизационных отчислений по автомобилю 02 01.2
600 000 Перенос остаточной стоимости авто на продажу 91.2 01.2
472 000 Отражение продажной цены авто 62 91.1
72 000 Начисление НДС 91.2 68.НДС
10 000 Учет расходов на транспортировку 91.2 76
210 000 Финансовый результат от продажи в виде убытка 99 91.9

Пример списания по остаточной стоимости:

Исходные данные:

Организация списывается сломанный станок:

  • Первоначальная стоимость – 800 000;
  • Амортизация – 540 000;
  • Расходы на демонтаж силами работников организации – 20000 (зарплата), 6000 (страховые взносы с зарплаты);
  • Стоимость приходуемых деталей от станка – 30000.

Проводки:

Сумма Операция Дебет Кредит
800 000 Списание стоимости списываемого станка 01.2 01.1
540 000 Учет амортизационных отчислений по станку 02 01.2
260 000 Перенос остаточной стоимости станка в расходы 91.2 01.2
20 000 Учет расходов на зарплату рабочих, занимающихся демонтажом 91.2 70
6000 Страховые взносы с зарплаты работников 91.2 69
30 000 Приходование деталей станка, оставшихся после демонтажа 10 91.1
256 000 Финансовый результат от списания в виде убытка 99 91.9

Амортизация в месяце снятия с учета ОС

фото-6Амортизация – это процесс, который продолжается на протяжении всего срока полезного использования основного средства.

Ежемесячно бухгалтер переносит часть стоимости ОС в виде амортизационных отчислений в состав себестоимости продукции, товаров.

Данный процесс прекращается только при длительной модернизации, консервации, а также при выбытии объекта.

Дата начисления амортизации считается первое число каждого месяца.

При выбытии основного средства в середине месяца бухгалтер начисляет амортизацию первого числа этого месяца в полной месячной сумме.

Не имеет значение, какого именно числа выбывает объект, бухгалтер обязан отразить сумму отчислений в месячном размере с помощью проводки Дт 20 (44) Кт 02.

Прекращаются отчисления с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия ОС.

Например, если основное средств выбывает 10 сентября 2019 года, то последний раз бухгалтер совершит указанную проводку по учету амортизации 1 сентября 2019. С октября начисление прекращается.

Полезное видео

Порядок выбытия основных средств на примерах, можно посмотреть в данном видео:

Выводы

Процесс выбытия основных фондов означает процедуру снятия с баланса предприятия. Организация может списать актив, продать его, подарить, внести в уставный капитал другой организации.

В каждом случае необходимо оформить соответствующие документы и отразить на бухгалтерских счетах соответствующие суммы с помощью проводок.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему - напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 - Москва - ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 - Санкт-Петербург - ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 - Другие регионы - ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.