Поступление нематериального актива (НМА) в организацию закономерно сопровождается зачислением его на хозяйственный баланс. Иными словами, любой имущественный объект, полученный предприятием на том или ином основании, должен быть надлежащим образом принят к учету.
Специфика данной процедуры существенно зависит от способа (причины) поступления объекта в распоряжение компании-правообладателя. Кроме того, факт появления нематериального актива на предприятии обязательно подлежит документальному оформлению, без которого бухучет соответствующего объекта также не может осуществляться.
Как принять нематериальный актив?
Объект принимается предприятием к учету по своей первоначальной (первичной) стоимости – именно этот показатель фигурирует в хозяйственном балансе.
Первичная стоимость имущественного объекта определяется совокупностью понесенных организацией затрат, непосредственно связанных с его появлением на балансовом учете.
Состав расходов, формирующих первичную стоимость НМА, предопределяется причиной его возникновения на предприятии.
Поступление актива в конкретную компанию может быть обусловлено следующими основаниями:
- приобретение (покупка) у стороннего лица;
- создание (разработка) собственными силами;
- безвозмездное получение от внешнего субъекта;
- обмен на иные активы, принадлежавшие предприятию-правообладателю;
- внесение нематериального актива учредителем (участником) в уставный фонд организации.
Документально подтвержденные расходы организации, непосредственно связанные с приобретением/созданием или иным получением объектов, фиксируются сначала на дебете счета 08 по субсчету приобретения НМА (счет 08/5) в корреспонденции с кредитом затратных счетов (98, 76, 75, 70, 60).
Факт ввода нематериального актива в эксплуатацию отражается на дебете счета 04, непосредственно корреспондирующего с кредитом счета 08/5, что отражает принятие данного актива к бухучету.
Важно отметить, что признание НМА и принятие его к учету на предприятии осуществляются исключительно в том случае, если он полностью соответствует всем этим требованиям:
- Организация-правообладатель намеревается использовать данный объект по назначению на протяжении срока, превышающего двенадцатимесячный период.
- Существует возможность достоверного определения (вычисления) стоимости поступившего или созданного актива.
- Предприятие не планирует реализацию (передачу) данного объекта стороннему субъекту. НМА целенаправленно приобретался правообладателем для хозяйственного использования.
- Эксплуатация характеризуется отсутствием физического выражения, осуществляется организацией исключительно для извлечения экономической пользы (выгоды, дохода).
Документальное оформление
Юридический аспект документального оформления НМА заключается в том, что организация приобретает и принимает к учету не какой-либо итог интеллектуальной деятельности, она получает и оформляет исключительное право на этот продукт.
Факты приобретения объектов предприятием должны подтверждаться составлением и регистрацией правоустанавливающих документов.
В качестве таких документов могут выступать следующие официальные бумаги:
- лицензионное соглашение;
- регистрационное свидетельство;
- соглашение, которым оформляется передача/получение исключительных прав;
- патентная документация;
- прочие бумаги.
Принятие НМА и его поступление в хозяйственную деятельность документируются на предприятии составлением акта приема-передачи (используется установленная форма ОС-1).
Чтобы оприходовать нематериальный актив в целях бухучета, необходимо завести и оформить на него специальную карточку, предназначенную для аналитического учета всех операций с данным активом.
Речь идет о форме НМА-1, в которой отражаются данные о поступлении соответствующего объекта и его дальнейших перемещениях (вплоть до выбытия или ликвидации).
В учетной карточке обязательно указываются причины того или иного действия, совершаемого на предприятии в отношении конкретного актива. Подобная форма НМА-1 составляется для каждого нематериального актива.
Организация-правообладатель может самостоятельно разрабатывать и применять собственные формы (бланки) учета НМА, поскольку официальные инструкции (регламенты) на этот счет пока отсутствуют.
Однако при этом следует руководствоваться нормами законодательства о бухучете, которыми предписывается обязательное наличие в учетных документах следующих необходимых реквизитов:
- срок эксплуатации;
- учетная стоимость;
- регламентированные нормы амортизации;
- даты принятия и последующего выбытия;
- прочие сведения.
Если предприятие оформляет получение права обладания объектом НМА, подпадающим под действие патентного законодательства, необходимо подтвердить данное правомочие лицензионным договором и регистрацией в патентной службе.
Это касается, например, какого-либо изобретения.
Как правило, учет процедур создания (разработки) или приобретения (покупки) объектов подразумевает оформление охранной документации, регламентирующей порядок правомерной эксплуатации подобных активов.
Образец приказа на ввод в эксплуатацию
Руководитель организации-правообладателя издает приказ, регламентирующий принятие нематериального актива к учету.
Обычно такой приказ содержит следующие реквизиты:
- номер регистрационный и дата составления приказа;
- наименование объекта (краткое описание);
- основание (причина) его поступления на предприятие (например, покупка);
- первоначальная стоимость;
- присвоение конкретного инвентарного номера;
- определение групповой принадлежности актива;
- установление срока эксплуатации;
- назначение метода амортизации;
- субъект, ответственный за постановку НМА на учет.
Скачать образец приказа на ввод нематериального актива в эксплуатацию – word.
Пример акта
Передача объекта в хозяйственную эксплуатацию осуществляется предприятием на основании соответствующего акта, оформляемого с указанием следующих реквизитов:
- регистрационный номер акта;
- дата составления;
- наименование НМА;
- название и реквизиты правоустанавливающего документа;
- регламентированный период эксплуатации;
- корреспонденция счетов при взятии на учет;
- дата введения нематериального актива в хозяйственный процесс;
- первичная стоимость;
- амортизационная норма;
- ликвидационная стоимость;
- место (подразделение) непосредственного использования.
Скачать образец акта о вводе в эксплуатацию нематериального актива – word.
Проводки при приобретении и создании собственными силами
Учет НМА осуществляется предприятием на счете 04. По дебету 04-счета фиксируется первичная стоимость нематериального актива при поступлении в организацию. Однако сначала все расходы, связанные с приобретением/созданием, накапливаются по счету 08/5.
Если говорить об учете НДС, то данным налогом не облагаются сегодня исключительные права на топологии интегральных схем, ноу-хау, полезные модели, изобретения, базы данных, программное обеспечение.
Остальные НМА предполагают выделение и вычет НДС из расходов, составляющих первичную стоимость.
Приобретение НМА учитывается следующим образом:
Операция | Дебет | Кредит |
Фиксируется стоимость НМА | 08/5 | 76 |
НДС выделяется из стоимости | 19 | 76 |
Направляется НДС к вычету | 68 | 19 |
Сборы и пошлины учитываются | 08/5 | 76 |
Сборы и пошлины оплачиваются | 76 | 51 |
Принятие объекта к учету | 04 | 08/5 |
Создание НМА собственными силами организации учитывается так:
Операция | Дебет | Кредит |
Зарплата сотрудникам | 08/5 | 70 |
Социальные начисления | 69 | |
Командировочные затраты | 71 | |
Сборы, пошлины | 76 | |
Услуги подрядчиков | 60 | |
Амортизация активов | 02,05 | |
Материалы | 10 | |
Принятие к учету | 04 | 08/5 |
Выводы
Поступление нематериального актива на предприятие является исходным моментом для его бухучета. Документальное оформление принятия таких активов к учету имеет огромное значение для их дальнейшей эксплуатации.
Необходимо обеспечить наличие у компании правоустанавливающих бумаг, корректно составить учетные документы, точно указать все обязательные реквизиты, осуществить регистрацию прав (если нужно).
Специфика учетных процедур существенно предопределяется правовым основанием возникновения НМА – создание (разработка) или приобретение (покупка).

Поясните, пожалуйста, откуда следует (дайте ссылку на норму в НПА), что именно руководитель организации обязательно должен издать приказ о принятии в эксплуатацию НМА?