Порядок списания НМА с баланса – причины, документы, проводки. Как списать нематериальные активы при закрытии?

Порядок списания НМА с баланса – причины, документы, проводки. Как списать нематериальные активы при закрытии?Когда у нематериальных активов завершается регламентированный срок полезного использования, данный актив подлежит списанию. Общие принципы такой процедуры предусматриваются ПБУ14/2007, а именно – главой V этого нормативного акта.

Снятие объекта НМА с баланса оформляется документально и сопровождается фиксацией необходимых корреспонденций в бухучете.

Причины снятия нематериальных активов с баланса

Если НМА не может далее использоваться для извлечения экономической пользы (выгоды) или выбывает с предприятия по каким-либо причинам (основаниям), его стоимость списывается в бухучете.

Данный принцип регламентируется ПБУ14/2007 (пункт 34).

Одновременному списанию подлежит амортизация, аккумулированная по счету 05 (если, конечно, этот счет применялся предприятием для накопления возмещенного износа).

Выбытие и, соответственно, списание нематериальных активов может производиться организацией-правообладателем по следующим возможным основаниям:

  • проведенной ревизией установлен факт недостачи (отсутствия) имущественного объекта;
  • объект внесен в уставный/паевой фонд иной организации как вклад;
  • НМА вносится предприятием-правообладателем как вклад по соглашению о совместной деятельности;
  • актив передается иному субъекту по соглашению обмена/дарения;
  • моральный износ нематериального актива обусловил невозможность его дальнейшей эксплуатации по назначению;
  • права, оформленные организацией в отношении НМА переходят к сторонним субъектам на основании правопреемства или наложенного взыскания;
  • актив передается иному лицу по причине отчуждения соответствующего права;
  • исключительные права на объект перестали действовать по причине окончания назначенного срока;
  • иные обстоятельства, причины, основания.

Читайте также о продаже нематериальны активов в данной статье.

Документы при износе, истечении срока полезного использования

Если завершился регламентированный срок полезного использования НМА, его списание будет сопровождаться оформлением надлежащей первичной документации, что предусматривается требованиями ФЗ-402, актуального по состоянию на 06.12.2011 (статья 9).

Руководство предприятия вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать формы (бланки) соответствующих бумаг (актов). В этих документах обязательно должны указываться все необходимые реквизиты, в том числе и причина (основание) выбытия.

Порядок списания НМА с баланса – причины, документы, проводки. Как списать нематериальные активы при закрытии?Так, если нематериальный актив списывается предприятием по причине истечения установленного срока его полезного использования, обязательно оформляются следующие бумаги:

  • Учетная карточка НМА-1. В ней фиксируется информация о списании актива с хозяйственного баланса организации. Если вносится соответствующая запись, амортизация данного объекта перестает начисляться с месяца, который следует после месяца списания.
  • Приказ руководства организации о необходимости списать объект. В документе обязательно указывается основание (причина) для подобного действия.
  • Акт списания НМА. На основании этого документа вносится запись в учетную карту списываемого актива. Как и вышеупомянутый приказ, данная бумага подписывается руководителем и содержит сведения о причине, по которой нематериальный актив списывается.

Если процедура осуществлялась особой комиссией, состав которой заблаговременно утверждается руководителем предприятия, данный акт обязательно подписывается всеми её участниками.

Образец приказа

Приказ о списании нематериального актива составляется руководителем организации-правообладателя и содержит следующие реквизиты:

  • Наименование приказа, его регистрационный номер, дата составления.
  • Субъекты – сотрудники организации, – ответственные за выполнение данного приказа. Каждому субъекту, принимающему участие в процедуре, назначаются конкретные задачи с указанием предельных сроков выполнения.
  • Наименование НМА, его краткое описание, инвентарный номер.
  • Причина, по которой нужно списать объект.
  • Документальное основание (если имеется). Как вариант, решение (заключение) особой комиссии.
  • Приказ подписывается непосредственно руководителем организации, а также всеми ответственными субъектами, подтверждающими ознакомление с данным актом.

Скачать образец приказа о списании нематериальных активов – word.

Пример акта

Списать НМА и внести необходимые сведения в его учетную карточку в организации можно на основании соответствующего акта, содержащего такую информацию:

  • Наименование акта, его номер регистрационный, дата составления.
  • Название организации-правообладателя, списывающей актив.
  • Структурное подразделение предприятия, использующее объект.
  • Корреспонденция счетов бухучета по факту списания.
  • Наименование списываемого объекта НМА.
  • Первичная стоимость (по балансу).
  • Накопленная амортизация.
  • Инвентарный номер.
  • Сведения об особой комиссии, производившей ревизию списываемого объекта, и её полномочиях.
  • Дата поступления в организацию.
  • Причина (основание) списания (например, моральный износ).
  • Заключение (решение) особой комиссии.
  • Список правоустанавливающих документов.
  • ФИО и подписи членов комиссии (в том числе и руководителя).
  • Данные о финансовом результате (убытке) по итогам списания.
  • Упоминание о закрытии инвентарной карточки.

Скачать образец акта о списании нематериальных активов – word.

Бухгалтерский учет и проводки

Финансовый итог процедуры снятия с  баланса нематериального актива отражается по счету 91. Операции фиксируются бухучетом в периоде возникновения доходов/расходов.

Типичные корреспонденции указаны в таблице.

Операция

Дебет

Кредит

Осуществляется списание НМА через накопленную амортизацию

05

04

Остаточная стоимость списывается (использовался 05-счет)

91/2

05

Остаточная стоимость объекта списывается (не применялся 05-счет)

91/2

04

Дополнительные затраты предприятия на списание учитываются

91/2

69,10,76,60,прочие

Амортизация

Если для накопления износа (начисления амортизации) применялся 05-счет, сумма аккумулированной амортизации будет списываться корреспонденцией дебета 05 с кредитом 04, а остаточная стоимость нематериального актива, определенная по 04-счету, переносится на иные затраты корреспонденцией дебета 91/2 с кредитом 04.

Если же для накопления износа 05-счет не открывался, амортизация списывалась напрямую с кредита 04. В этом случае остаточная стоимость выявляется и переносится на иные затраты.

Как списать при закрытии организации?

Денежные средства и прочие активы закрывающейся (ликвидируемой) организации, оставшиеся после погашения всех кредиторских обязательств, передаются на законном основании её учредителям (участникам).

Данная норма предусматривается Гражданским кодексом РФ.

Поскольку объекты НМА, правообладателем которых является ликвидируемая организация, не могут применяться в её хозяйственных процессах дольше срока деятельности самой организации, такие активы списываются с баланса при закрытии предприятия.

Составляются такие корреспонденции:

  • Первичная стоимость списывается.
  • Накопленный износ списывается.
  • Финансовый итог от списания отражается.

Выводы

Таким образом, списание НМА осуществляется в бухучете организации по регламентированным правилам. Это касается указания причины (основания) списания, а также документального оформления и бухучета соответствующей процедуры.

Составляются приказ руководства и документальный акт о списании актива, содержащие нужные сведения (реквизиты). Вносится необходимая информация в учетную (инвентарную) карту НМА.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий