Правила и порядок принятия к учету НМА — проводки по нематериальным активам (создание, приобретение за плату)

Поступление нематериального актива (НМА) в организацию закономерно сопровождается зачислением его на хозяйственный баланс. Иными словами, любой имущественный объект, полученный предприятием на том или ином основании, должен быть надлежащим образом принят к учету.

Специфика данной процедуры существенно зависит от способа (причины) поступления объекта в распоряжение компании-правообладателя. Кроме того, факт появления нематериального актива на предприятии обязательно подлежит документальному оформлению, без которого бухучет соответствующего объекта также не может осуществляться.

Как принять нематериальный актив?

Объект принимается предприятием к учету по своей первоначальной (первичной) стоимости – именно этот показатель фигурирует в хозяйственном балансе.

Первичная стоимость имущественного объекта определяется совокупностью понесенных организацией затрат, непосредственно связанных с его появлением на балансовом учете.

Состав расходов, формирующих первичную стоимость НМА, предопределяется причиной его возникновения на предприятии.

Поступление актива в конкретную компанию может быть обусловлено следующими основаниями:

  • приобретение (покупка) у стороннего лица;
  • создание (разработка) собственными силами;
  • безвозмездное получение от внешнего субъекта;
  • обмен на иные активы, принадлежавшие предприятию-правообладателю;
  • внесение нематериального актива учредителем (участником) в уставный фонд организации.

Документально подтвержденные расходы организации, непосредственно связанные с приобретением/созданием или иным получением объектов, фиксируются сначала на дебете счета 08 по субсчету приобретения НМА (счет 08/5) в корреспонденции с кредитом затратных счетов (98, 76, 75, 70, 60).

Факт ввода нематериального актива в эксплуатацию отражается на дебете счета 04, непосредственно корреспондирующего с кредитом счета 08/5, что отражает принятие данного актива к бухучету.

Важно отметить, что признание НМА и принятие его к учету на предприятии осуществляются исключительно в том случае, если он полностью соответствует всем этим требованиям:

  • Организация-правообладатель намеревается использовать данный объект по назначению на протяжении срока, превышающего двенадцатимесячный период.
  • Существует возможность достоверного определения (вычисления) стоимости поступившего или созданного актива.
  • Предприятие не планирует реализацию (передачу) данного объекта стороннему субъекту. НМА целенаправленно приобретался правообладателем для хозяйственного использования.
  • Эксплуатация характеризуется отсутствием физического выражения, осуществляется организацией исключительно для извлечения экономической пользы (выгоды, дохода).

Документальное оформление

Юридический аспект документального оформления НМА заключается в том, что организация приобретает и принимает к учету не какой-либо итог интеллектуальной деятельности, она получает и оформляет исключительное право на этот продукт.

Факты приобретения объектов предприятием должны подтверждаться составлением и регистрацией правоустанавливающих документов.

В качестве таких документов могут выступать следующие официальные бумаги:

  • лицензионное соглашение;
  • регистрационное свидетельство;
  • соглашение, которым оформляется передача/получение исключительных прав;
  • патентная документация;
  • прочие бумаги.

Принятие НМА и его поступление в хозяйственную деятельность документируются на предприятии составлением акта приема-передачи (используется установленная форма ОС-1).

Чтобы оприходовать нематериальный актив в целях бухучета, необходимо завести и оформить на него специальную карточку, предназначенную для аналитического учета всех операций с данным активом.

Речь идет о форме НМА-1, в которой отражаются данные о поступлении соответствующего объекта и его дальнейших перемещениях (вплоть до выбытия или ликвидации).

В учетной карточке обязательно указываются причины того или иного действия, совершаемого на предприятии в отношении конкретного актива. Подобная форма НМА-1 составляется для каждого нематериального актива.

Организация-правообладатель может самостоятельно разрабатывать и применять собственные формы (бланки) учета НМА, поскольку официальные инструкции (регламенты) на этот счет пока отсутствуют.

Однако при этом следует руководствоваться нормами законодательства о бухучете, которыми предписывается обязательное наличие в учетных документах следующих необходимых реквизитов:

  • срок эксплуатации;
  • учетная стоимость;
  • регламентированные нормы амортизации;
  • даты принятия и последующего выбытия;
  • прочие сведения.

Если предприятие оформляет получение права обладания объектом НМА, подпадающим под действие патентного законодательства, необходимо подтвердить данное правомочие лицензионным договором и регистрацией в патентной службе.

Это касается, например, какого-либо изобретения.

Как правило, учет процедур создания (разработки) или приобретения (покупки) объектов подразумевает оформление охранной документации, регламентирующей порядок правомерной эксплуатации подобных активов.

Образец приказа на ввод в эксплуатацию

Руководитель организации-правообладателя издает приказ, регламентирующий принятие нематериального актива к учету.

Обычно такой приказ содержит следующие реквизиты:

  • номер регистрационный и дата составления приказа;
  • наименование объекта (краткое описание);
  • основание (причина) его поступления на предприятие (например, покупка);
  • первоначальная стоимость;
  • присвоение конкретного инвентарного номера;
  • определение групповой принадлежности актива;
  • установление срока эксплуатации;
  • назначение метода амортизации;
  • субъект, ответственный за постановку НМА на учет.

Скачать образец приказа на ввод нематериального актива в эксплуатацию — word.

Пример акта

Передача объекта в хозяйственную эксплуатацию осуществляется предприятием на основании соответствующего акта, оформляемого с указанием следующих реквизитов:

  • регистрационный номер акта;
  • дата составления;
  • наименование НМА;
  • название и реквизиты правоустанавливающего документа;
  • регламентированный период эксплуатации;
  • корреспонденция счетов при взятии на учет;
  • дата введения нематериального актива в хозяйственный процесс;
  • первичная стоимость;
  • амортизационная норма;
  • ликвидационная стоимость;
  • место (подразделение) непосредственного использования.

Скачать образец акта о вводе в эксплуатацию нематериального актива — word.

Проводки при приобретении и создании собственными силами

Учет НМА осуществляется предприятием на счете 04. По дебету 04-счета фиксируется первичная стоимость нематериального актива при поступлении в организацию. Однако сначала все расходы, связанные с приобретением/созданием, накапливаются по счету 08/5.

Если говорить об учете НДС, то данным налогом не облагаются сегодня исключительные права на топологии интегральных схем, ноу-хау, полезные модели, изобретения, базы данных, программное обеспечение.

Остальные НМА предполагают выделение и вычет НДС из расходов, составляющих первичную стоимость.

Приобретение НМА учитывается следующим образом:

Операция

Дебет

Кредит

Фиксируется стоимость НМА

08/5

76

НДС выделяется из стоимости

19

76

Направляется НДС к вычету

68

19

Сборы и пошлины учитываются

08/5

76

Сборы и пошлины оплачиваются

76

51

Принятие объекта к учету

04

08/5

Создание НМА собственными силами организации учитывается так:

Операция

Дебет

Кредит

Зарплата сотрудникам

08/5

70

Социальные начисления

69

Командировочные затраты

71

Сборы, пошлины

76

Услуги подрядчиков

60

Амортизация активов

02,05

Материалы

10

Принятие к учету

04

08/5

Выводы

Поступление нематериального актива на предприятие является исходным моментом для его бухучета. Документальное оформление принятия таких активов к учету имеет огромное значение для их дальнейшей эксплуатации.

Необходимо обеспечить наличие у компании правоустанавливающих бумаг, корректно составить учетные документы, точно указать все обязательные реквизиты, осуществить регистрацию прав (если нужно).

Специфика учетных процедур существенно предопределяется правовым основанием возникновения НМА – создание (разработка) или приобретение (покупка).

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

  1. Анна

    Поясните, пожалуйста, откуда следует (дайте ссылку на норму в НПА), что именно руководитель организации обязательно должен издать приказ о принятии в эксплуатацию НМА?

    Ответить