С течением времени имущество, используемое в качестве средств труда, перестает отвечать требованиям осуществляемого производства.
Чтобы наладить баланс между всеми развивающимися компонентами и основными средствами, руководство прибегает к их реконструкции.
Что это такое?
В п. 2 ст. 257 НК РФ приводится определение реконструкции ОС, согласно которому к данному процессу относится изменение объектов организации, выполняющееся для улучшения производства и его технико-экономических показателей, повышения качества, а также изменения номенклатуры выпускаемой продукции.
Таким образом, к реконструкции можно отнести увеличение или уменьшение количества этажей в здании, его площади, создание новых инженерно-технических систем, перепланировка помещений или восстановление прежнего состояния.
Чем отличается от модернизации ОС?
Понятия «реконструкция» и «модернизация» тесно связаны друг с другом, однако имеют несколько отличий.
В п. 2 ст. 257 НК РФ сказано, что к модернизации относятся технологические или служебные изменения объектов ОС (например, оборудований или зданий), повышение нагрузок и прочих потребительских качеств.
Благодаря таким работам, основные средства соответствуют новым нормам и отвечают современным требованиям.
В отличие от реконструкции, к модернизации не может относиться восстановление прежних функций и свойств объектов.
Модернизация – это всегда замена предыдущих средств труда или их элементов на более эффективные и современные, что приводит к усовершенствованию производства.
При проведении модернизации остается возможность дальнейшего использования замененных компонентов. В учете они определяются как малоценные и приходуются на склад.
Таким образом, модернизация является подвидом или составной частью реконструкции ОС.
Порядок проведения
Проведение реконструкции ОС состоит из нескольких этапов:
- Руководитель организации издает приказ. В нем указываются сроки, ответственные лица и причины проведения.
- В организации создается специальная комиссия, которая должна осмотреть основные средства. После этого комиссия составляет график, по которому будут проводиться работы и утверждает смету и прочую документацию.
- Реконструкция ОС может проводиться собственными силами и средствами организации, либо с привлечением сторонних организаций. Во втором случае нужно предварительно заключить договор с подрядчиком.
- Все проводимые работы необходимо правильно оформлять документально (заключать договор подряда, составлять акты о приемке работ и т. д.) и составлять оправдательные документы (ст. 9 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете»).
- В бухгалтерии тщательно анализируются и проверяются имеющиеся документы для того, чтобы признать их реконструкцией. Это делается во избежание споров с ФНС на предмет произведенных расходов.
- Если после проведенной прооцедуры изменились какие-либо характеристики основного средства, то возможно появится необходимость государственной регистрации.
Документальное оформление
В постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» можно увидеть перечень форм, а также узнать, как применять и заполнять данные первичные документы.
Приведенные в постановлении формы унифицированы и применяются для организаций всех форм собственности на территории РФ.
Исключением являются лишь бюджетные и кредитные учреждения.
После составления приказа и сметы нужно передать ОС на реконструкцию. Для этого можно воспользоваться формой ОС-2, так как специального бланка в этом случае не существует.
Если процедура проводится сторонней организацией, то можно использовать форму ОС-1.
Чтобы принять выполненные работы, необходимо оформить акт формы ОС-3. Этот акт должен быть подписан членами комиссии или уполномоченным лицом и представителем подразделения или компании, проводившей реконструкцию.
Затем акт утверждается руководством и направляется в бухгалтерию. Если работы проводила сторонняя организация, то в нее нужно направить второй экземпляр акта.
В форме ОС-3 описывается состояние основного средства перед реконструкцией и затраты на нее.
Инвентарные карточки содержат сведения о каждом из основных средств. В форме ОС-6 разделе 5 должна содержаться информация по проведенным действиям.
В форму ОС-6а заносится информация на группу объектов ОС. Форма ОС-6б используется только на малых предприятиях.
Ели после выполнения работ характеристики или назначение объекта основных средств значительно меняется, то необходимо будет завести новую инвентарную карточку.
Образец приказа
Приказ о проведении реконструкции может составить начальник подразделения, юрист, секретарь или иное лицо, приближенное к руководству организации.
Утвержденного шаблона приказа не существует, но в каждой организации есть свои образцы подобных документов.
Общие правила, которых необходимо придерживаться:
приказ должен быть составлен в единственном экземпляре и зафиксирован в журнале учета;
- если в документе не указать срок его действия, то по умолчанию он будет составлять 1 год с момента подписания;
- в верхней части документа указывается: наименование организации, номер и название приказа, дата создания, адрес;
- в средней части приказа прописывается: причина проведения реконструкции, ссылка на внутренний документ организации или законодательный документ, требование о реконструкции объекта ОС и его характеристики, сроки, текущее состояние объекта ОС, состав комиссии и их обязанности, прочие ответственные лица;
- в нижней части должна быть подпись директора и всех перечисленных лиц.
Скачать образец приказа о проведении реконструкции ОС – word.
Бухгалтерский учет – проводки
Изменения стоимости основных средств в результате реконструкции необходимо отражать в бухучете компании.
Изменения отражаются следующими проводками:
- Дт 08.3 – Кт 60.1 – проводка по отражению затрат;
- Дт19.3 – Кт 60.1 – учтен входной НДС;
- Дт 68.2 – Кт 19.3 – проводка по принятию к вычету входного НДС;
- Дт 60.1 – Кт 51 – оплата исполнителю работ;
- Дт 01.1 – Кт 08.3 – увеличение стоимости основных средств.
Субсчета не всегда используются при учете ОС на счетах 01 (03). Если период реконструкции продолжителен, то использовать отдельный субсчет нецелесообразно. В этом случае используются проводки:
- При передаче основного средства: Дебет 01.03 (субсчет «Основные средства на реконструкции») – Кредит 01.03 (субсчет «Основные средства в эксплуатации»);
- При принятии отреконструированного ОС: Дебет 01.03 (субсчет «Основные средства в эксплуатации») – Кредит 01.03 (субсчет «Основные средства на реконструкции»).
Особенности налогового учета
При налогообложении ОС существуют некоторые особенности:
Средства, которые были потрачены на реконструкцию, в итоге увеличивают стоимость ОС, но будут списаны на расходы при помощи амортизации. Поэтому важно правильно квалифицировать проведенные работы, чтобы не столкнуться с проблемами при учете расходов для налогообложения прибыли.
- Согласно НК РФ существует возможность продления срока полезного использования основных средств (но не выше верхней границы предела амортизационной группы) в том случае, если по завершении реконструкции увеличивается срок эксплуатации (п. 1 ст. 258 НК РФ).
- Квалифицировать проведенные работы как реконструкцию для исчисления налога на прибыль можно лишь в том случае, если существует проект.
- Организация обязана вести накопительный учет информации о затратах на реконструкцию на фоне прочих расходов.
- После завершения процесса должна быть проведена оценка первоначальной стоимости. Расходы на реконструкцию до ввода ОС в эксплуатацию считаются формирующими первоначальную стоимость ОС.
Расходы на реконструкцию ОС учитываются для налогообложения с 1 числа месяца, идущего после месяца введения в эксплуатацию объекта ОС.
Выводы
Реконструкция основных средств проводится в целях восстановления исходного состояния объекта и улучшения его характеристик.
Этот процесс со временем неизбежен для любой организации. Между реконструкцией, модернизацией и текущим ремонтом и капитальным ремонтом существует тонкая грань, которую необходимо понимать для правильного отражения в документах, чтобы не столкнуться с разногласиями с ФНС.
