Порядок, правила ведения и бухгалтерский учет кассовых операций в РФ. Что нужно обязательно знать юридическим лицам?

Осуществление юридическими лицами кассовых транзакций в Российской Федерации регламентируется порядком Центробанка РФ.

Что касается обеспечения сохранности наличности при выполнении таких операций, их физического перемещения, хранения, а также проведения собственных проверок в отношении имеющейся наличности, – правила и сроки реализации данных процедур определяются организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно.

Следует иметь в виду, что нарушение организациями установленного порядка выполнения кассовых транзакций может привести к наложению на них административных штрафов.

Это касается как физических лиц (должностных субъектов организации, индивидуальных предпринимателей), так и юридических лиц (предприятий, учреждений).

Что это такое?

К кассовым операциям относятся действия (транзакции), непосредственно связанные с получением (приемом), выплатой (выдачей), сбережением (хранением) и пересчетом наличности.

Отдельной категорией кассовых операций является деятельность ответственных лиц организации по оформлению документов, сопровождающих движение денежной наличности.

Речь идет о составлении, ведении, приеме (получении), выдаче официальных бумаг, удостоверяющих, подтверждающих ту или иную операцию, проведенную по кассе.

Выполнение входящей и исходящей кассовой операции требует надлежащего учета.

Следует документально оформлять, правильно отражать любое поступление и расходование наличных денежных средств на предприятии.

Подобные действия, как уже говорилось ранее, осуществляются по строгому регламенту Банка России.

Если хозяйствующий субъект не работает с наличными средствами, а получает и выплачивает деньги исключительно в безналичном порядке, он вправе официально освободиться от ведения кассы и учета кассовых операций.

Такая возможность теоретически существует в соответствии с действующим законодательством РФ. Однако на практике данный вариант – исключение из общепринятых правил.

Если у хозяйствующего субъекта действительно отсутствуют наличные операции, об этом следует сообщить представителю налоговой службы при проверке.

Конечно, подобное заявление требует документального подтверждения.

Виды и примеры

Кассовые операции бывают входящие (приходные) и исходящие (расходные). К приходным транзакциям относятся любые поступления (приходы) денежной наличности в кассу хозяйствующего субъекта.

Расходными транзакциями принято считать действия, обуславливающие изъятие (выплату) наличных денег из кассы.

Исходящими (расходными) транзакциями могут являться следующие платежные операции:

  • денежные выплаты социального назначения;
  • передача наличных денежных средств в кредитно-финансовое учреждение (банк);
  • предоставление наличных денег на хозяйственные цели, представительские расходы, командировочные затраты;
  • расчеты с наемными сотрудниками (выплата зарплаты, аванса).

Нормативные документы и законы Российской Федерации

В РФ порядок осуществления кассовых операций с 01.06.2014 регламентируется Указанием Центробанка, зарегистрированным 11.03.2014 под номером 3210-У.

Этот регламент касается всех хозяйствующих субъектов, совершающих транзакции с денежной наличностью:

  • юридических лиц;
  • малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, для которых этим нормативным актом предусматривается упрощённый порядок совершения кассовых операций.

Порядок и правила ведения юридическими лицами в РФ

Правила осуществления транзакций по кассе обозначаются понятием кассовой дисциплины, регламентирующей следующие аспекты:

  • оформление, ведение и надлежащая регистрация документов, удостоверяющих поступление или расходование денежных средств в наличном виде;
  • соблюдение лимита (максимального ограничения), установленного для кассового остатка организации (юридического лица) к концу дня;
  • ограничение расчетов, осуществляемых в наличной форме между хозяйствующими субъектами (индивидуальными предпринимателями, организациями, предприятиями) по одному договору максимальной суммой, составляющей 100 (сто) тысяч рублей.

Обязанность неукоснительного соблюдения кассовой дисциплины не является актуальной для субъектов хозяйствования, осуществляющих безналичные расчеты.

Наличие или отсутствие контрольно-кассового терминала у субъекта не влияет на необходимость четкого следования правилам совершения наличных операций.

Применяемый налоговый режим также не является определяющим фактором. Основной принцип – если организация работает с наличностью, она обязана соблюдать правила и порядок совершения кассовых операций.

Оформление документов

Совершение кассовых транзакций предусматривает составление следующих бумаг:

Если поступает наличность, которая оформляется по БСО/кассовым чекам, ПКО составляется на итоговую сумму за день.

  • Расходный кассовый ордер (РКО). Его составление необходимо при выплате (выдаче, расходовании) наличных денежных средств. Подписывается руководителем/бухгалтером, подтверждается обосновывающими документами. Получатель наличных средств удостоверяет личность.
  • Кассовая книга – в ней регистрируются ордера, оформленные на предприятии за день, с подведением кассового итога (остатка наличности).
  • Журнал учета наличности, оформленной кассиром на протяжении дня. Ведется, если в организации присутствует два и более кассира.
  • Платежные/расчетно-платежные ведомости – этими документами оформляют выдачу наличности сотрудникам организации при выплате зарплаты, иных нуждах. Помимо этих бумаг, составляется также и РКО.

На кого возлагается контроль?

Если до наступления 2012 года кассовая дисциплина контролировалась банками, то в настоящее время данные полномочия относятся к исключительной прерогативе налоговой службы.

Функция контроля кассовых транзакций регулируется Административным регламентом Минфина (приказом №133н от 17.10.2011).

Фискальный орган вправе осуществлять следующие меры при проверке соблюдения в организации кассовой дисциплины:

  • Выполнение учета наличности.
  • Выведение на печать отчетов по данным фискальной памяти терминалов.
  • Проверка всех кассовых документов организации.
  • Контроль предоставления (выдачи) предприятиями чеков.

На самом предприятии за оформление и регистрацию кассовых бумаг отвечает кассир. Руководитель/бухгалтер контролируют кассовые транзакции (операции).

Бухгалтерский учет

Учет операций, совершаемых по кассе, подразумевает осуществление руководителем или бухгалтером надлежащего контроля над поступлением или расходованием наличности.

В бухгалтерском учете используется счет под номером 50, известный как «Касса».

Любое поступление, приход, прием наличных денег фиксируется по дебету 50, расходование, выплата, выдача – по кредиту 50.

Кроме того, предприятие может применять субсчета, если в этом существует необходимость.

Полезное видео

О правилах учета кассовых операций и какая документация необходима для заполнения, рассказано в данном видео:

Выводы

Кассовые операции предприятия требуют правильного выполнения, тщательного учета, документального оформления. Все эти действия должны совершаться в порядке и по правилам, предусмотренным соответствующими регламентами.

Нормативное регулирование данных процедур осуществляется Центробанком РФ, а также внутренними распорядительными актами (приказами) руководства организации.

Правила выполнения транзакций по кассе охватывают документальное оформление, а также соблюдение установленных лимитов для остатка наличных денег и общей величины наличных операций, совершаемых между субъектами предпринимательства по одному договору.

Внешний контроль кассовых транзакций предприятия осуществляется налоговой службой. Внутренний контроль возлагается на руководство организации или бухгалтера.

Бухгалтерский учет поступления или расходования наличности выполняется по счету кассы (номер 50 в плане счетов).

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий