Оборачиваемость запасов — как и зачем считать, формула

Чтобы правильно спланировать товарооборот компании, необходимо оценить, насколько рационально организация расходует запасы на складах и как часто их необходимо пополнять. За рациональность товарооборота компании отвечают показатели оборачиваемости товаров. В статье расскажем подробно о способах расчёта показателя и о его влиянии на деятельность компании.

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

Оценка оборачиваемости товаров производится с целью оценить рациональность работы организации в выбранной сфере бизнеса.

Оборачиваемость запасов — это величина товарооборота организации, подсчитанная за определённый промежуток времени.

Под товарооборотом подразумевается сумма стоимости всего товара, сбытого за отчётный период. Чем выше показатель оборачиваемости товаров, тем более рационально использует готовую продукцию и прибыль от её продажи организация. Если у компании остаётся большое количество товаров на складах, снижаются возможности их продажи и закупки нового сырья.

Однако в некоторых случаях большое количество продукции в запасе способствует расширению и ускорению продаж. Большие объёмы товара требуют меньших затрат для перевозки, если учитывать траты на единицу продукции, а на закупку большого количества материалов требуется меньше затрат, чем покупка отдельными небольшими партиями. Необходимо соблюдать баланс, поскольку увеличение товара на складах уменьшает показатель оборачиваемости запасов. С 2021 действую новые правила по учёту запасов организации.

Подробнее о структуре налогов в РФ и о том, что является субъектом налогообложения, читайте в статье по ссылке.

Расчет оборачиваемости производственных запасов

Основой для расчёта оборачиваемости запасов является информация бухгалтерских отчетностей за определённый период. Для расчёта используются два способа.

Первый способ

В первом случае для расчёта необходима себестоимость продаж продукции. Оборачиваемость рассчитывается как отношение себестоимости продаж к среднему остатку запасов за отчётный период.

Формула такова:

КОЗ = СПТ / СВЗ,

где:

  • КОЗ — коэффициент оборачиваемости запасов;
  • СПТ — себестоимость проданных товаров;
  • СВЗ — средняя величина запасов, равная половине суммы запасов на начало и на конец анализируемого периода.

Оборачиваемость запасов= себестоимость продаж / средний остаток запасов

Все значения берутся за расчётный период, а для определения величины среднего остатка необходимо сумму остатка на начало и конец отчётного периода разделить пополам.

Второй способ

Расчёт оборачиваемости запасов через выручку. Данный вариант чаще применяется в Европе, однако при его использовании вероятность получения неточного результата значительно выше.

Полученный коэффициент отражает количество оборотов продукции. Высокий результат свидетельствует о рациональном применении запасов.

КОЗ = В / СВЗ,

где:

  • КОЗ — коэффициент оборачиваемости запасов;
  • В — выручка;
  • СВЗ — средняя величина запасов.

Узнайте, какой есть перечень расходов при УСН, перейдя по ссылке.

Период оборачиваемости запасов

Помимо скорости оборота продукции, необходимо знать, на какой период хватит запасов на складе. Для этого существует величина оборачиваемости в днях или период оборачиваемости.

Формулу для нахождения данного показателя можно представить так:

ПОЗ = Т / КОЗ,

где:

  • ПОЗ — период оборота запасов;
  • Т — количество дней в анализируемом периоде (как правило, 365 дней);
  • КОЗ — коэффициент оборачиваемости запасов.

Период оборачиваемости запасов=количество дней в отчётном периоде / коэффициент оборачиваемости запасов

Границы нормы показателя отличаются для каждой организации, поэтому при проведении анализа необходимо сравнивать с показателями компаний той же отрасли. Чем выше показатель периода, тем больше запасов продукции у предприятия. Снижение значения говорит о снижении количества товара на складах.

Однозначные выводы на основе показателей оборачиваемости запасов сделать нельзя. Для получения более точных результатов проводится анализ отдельных групп товара или материалов, причём осуществляется он по нескольким периодам сразу, чтобы отследить динамику показателя.

После анализа разрабатывается план по ведению товарооборота организации. Стратегия по управлению товаром в запасах планируется по результатам анализа. Если у компании есть излишки готовой продукции — принимаются меры по увеличению скорости продаж, особое внимание уделяется неликвидным запасам.

Итоги

Оборачиваемость запасов — одна из характеристик, отображающих рациональность деятельности организации. На основе её двух показателей — величины оборотов и периода оборачиваемости — осуществляется планировка по продажам и приобретению товаров и материалов компании.

Докладная записка — разбираем примеры и образцы записок в статье по ссылке.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий