Все об учете материалов в бухучете в 2021 году: как принимать, как списывать, примеры проводок

Законодательные нормы претерпели некоторые изменения. Утверждение нового федерального стандарта 5/2019 привело к изменению ведения учета материалов в бухгалтерском учете предприятий.

В 2021 году этот стандарт следует применять взамен двух документов — Методических рекомендаций по учету МПЗ и ПБУ5/0112.

Материалы — описание понятия

Так называют группу производственных ресурсов или запасов, учет которых ведется тщательно и систематически. Все вопросы, связанные с движением или фиксацией МПЗ, должны быть отображены в учетной политике предприятий.

Руководитель имеет право сформировать этот документ самостоятельно, но с точным выполнением требований законодательных актов. Основной нормативный текст, на который необходимо опираться при составлении — ФСБУ 5/2019.

Иконка сайтаДвижение материалов отображается на счете №10. Критериями классификации являются характер использования и назначение. Бухгалтерия учитывает запасы на нескольких субсчетах. Бюджетные организации ведут учет на синтетическом счете 105 (010500000).

Виды стоимости запасов для учета

На основании рекомендаций ФСБУ 5/2019 (п.9), оценка материалов выполняется по их фактической стоимости, которую нужно рассчитать. Есть несколько вариантов калькуляции, выбор зависит от способа поступления запасов. При расчете учитывают все виды затрат, понесенных на их приобретение:

  • стоимость материалов, оговоренную в договоре купли-продажи и оплаченную поставщику;
  • затраты по возмещению услуг сторонних организаций (консультационные, информационные);
  • транспортные расходы на перевозку;
  • издержки на ремонт и работы по подготовке к эксплуатации.

Важно! Сумма НДС не учитывается при расчете фактической стоимости.

Запасы могут поступить на предприятие несколькими путями:

  1. Покупка за плату наличным или безналичным способом. В этом случае фактическая стоимость будет равна сумме всех затраченных средств = приобретение материалов + транспортировка + расходы на подготовку к использованию — сумма НДС, на которую затем будет уменьшена налоговая база.
  2. Безвозмездное поступление, частичная оплата или расчет неденежными средствами (вексель, бартерные операции, зачет встречных требований). Нужно определить справедливую стоимость полученных запасов по правилам, утвержденным МСФО №13 от 28.12.2015.

К полученному результату прибавить все дополнительные затраты. Например, доставка, ремонт, подготовка.

  1. Внесение взноса в уставный капитал. Если ресурсы внес собственник предприятия, то фактическая стоимость будет равна денежной оценке, согласованной участниками (учредителями). Бухгалтерия примет запасы к учету не по фактической цене приобретения, а по договорной между собственниками (8 ПБУ 5/01).

Еще один способ поступления запасов — изготовление на предприятии. Фактическая стоимость слагается из всех затрат на изготовление (ПБУ 5/01 п.7).

материалы

Как типовые операции отразить в бухучете

Основным для ведения учета материалов является счет 10. Для упрощения и оптимизации операций к нему можно дополнительно открыть субсчета на каждый вид запасов. Например, 10.1 — «Сырье и материалы», на котором учитывают и вспомогательные материалы, 10.3 — «Топливо».

Поступление материалов — запись по дебету счета 10, по кредиту — отражение списания материалов или их выбытие.

Оприходование на склад

Приход можно отразить только при наличии документального подтверждения (сопровождения). Перечень бумаг зависит от варианта получения. Покупка — нужны документы от поставщика, изготовление — следует выписать первичные документы самостоятельно.

Поступление регистрируется в день приемки. Необходимо составить приходный ордер. Допускается применять документ, разработанный на предприятии и одобренный руководителем. Можно также взять унифицированный — форма №М-4. Первый документ составляется на основании Закона № 402 от 06.12.2011 (ч.2 ст.9).

Покупка

Для приемки на склад нужны сопроводительные документы. Среди основных — накладные, счета-фактуры, акт о приемке. Приход ведется по себестоимости фактической. В этом случае проводки выполняются между счетами 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Корреспонденция счетов при получении:

  • Дт10/Кт60 — приобретение материалов со склада поставщика;
  • Дт19/Кт60 — НДС, предъявленное поставщиком;
  • Дт10/Кт60 — дополнительные затраты;
  • Дт19/Кт60 — НДС на сумму дополнительных расходов;
  • Дт68/Кт19 — принятие суммы НДС к вычету;
  • Дт60/Кт51 или 50 — оплата поставщику.

Если оплата проведена с расчетного счета, то в проводке участвует счет 51, при оплате наличными средствами — 50.

Безвозмездное получение

Дарение сопровождается теми же документами, что и покупка. Фактическая стоимость определяется, как справедливая стоимость. Корреспондирующие счета при оформлении:

  • Дт10/Кт98-2 — получение материалов в дар;
  • Дт10/Кт60 — вспомогательные затраты;
  • Дт19/Кт60 — НДС на сумму добавочных расходов;
  • Дт68/Кт19 — принятие суммы НДС к вычету;
  • Дт60/Кт51 или 50 — оплата дополнительных затрат.

При безвозмездном получении запасов оплата производится только за дополнительные затраты.

Вклад имущества в уставный капитал

Взнос подтверждается актом приема-передачи, основной текст которого могут составить сотрудники в произвольной форме с последующим утверждением руководителем предприятия. Но он должен содержать все обязательные реквизиты согласно требованиям закона №402 от 06.12.2011(п.2 ст.9). Примеры проводок:

  • Дт10/Кт75-1 — отражение суммы взноса;
  • Дт75-1/Кт83 — отображен эмиссионный доход, если стоимость внесенных материалов выше номинальной стоимости акций;
  • Дт19/Кт83 — НДС со стоимости внесенных ресурсов;
  • Дт10/Кт60 — добавочные расходы;
  • Дт19/Кт60 — НДС с суммы добавочных затрат;
  • Дт68/Кт19 — НДС принят к вычету;
  • Дт60/Кт51 или 50 — оплата дополнительных затрат.

Важно! При передаче имущества в качестве вложения в уставный фонд необходимо восстановить сумму входного налога (НК РФ п.3 ст. 170).

Поступление при ликвидации ОС

Ликвидация ОС оформляется актом на списание после регистрации приказа руководителя. Это завершающий этап ликвидации. Прием МЦ происходит на основании одной из двух форм. Это накладная-требование (№ М-11) или акт (№ М-35). Проводки:

  • Дт10/Кт01(в 91-1) — оприходование материалов на счет после ликвидации основного средства;
  • Дт10/Кт60 — добавочные затраты;
  • Дт19/Кт60 — НДС с суммы вспомогательных затрат;
  • Дт68/Кт19 — принятие суммы НДС к вычету;
  • Дт60/Кт51 или 50 — оплата дополнительных затрат.

Последовательность проводок зависит от перечня применяемых в бухучете предприятия счетов. Если учетной политикой предусмотрено использование счета 15, то сначала поступление запасов проводится на сч.15, а затем уже идет корреспонденция на сч.10.

Также необходимо отразить отклонения между фактической себестоимостью и учетной ценой:

  • превышение фактической себестоимости над учетной ценой — Дт16/Кт15;
  • превышение учетной цены — Дт15/Кт16.

Дальнейшие проводки будут зависеть от способа использования материалов.

Варианты списания материалов при использовании

При списании запасов со счета 10 нужно знать их стоимость. Для этого проводится оценка. Основные методы оценки ТМЦ выполняются по себестоимости:

  • средней;
  • каждой единицы запасов.

Еще один вариант — метод FIFO или метод оценки первых по времени.

Важно! Если запасы имеют идентичные свойства, а также используются в одних целях, то их оценивают одним способом расчета себестоимости (ФСБУ 5/2019).

Методика обязательно должна быть закреплена в учетной политике организации.

Снятие с учета

Основа списания — первичные документы. При передаче запасов в пределах одной организации необходимо сформировать требование-накладную или лимитно-заборную карту. А вот для передачи другому предприятию — оформить накладную. Пример проводок при списании материалов:

  • Дт26(44)/Кт10 — списание стоимости запасов после передачи или эксплуатации для любых нужд организации (коммерческих, управленческих, хозяйственных);
  • Дт20(23,25,29)/Кт10 — списание стоимости после передачи в производство (основное и вспомогательное);
  • Дт91-2/Кт10 — списание в результате продажи.

В первых двух случаях время списания наступает одновременно с выбытием запасов, при продаже — в момент признания выручки.

Списание отклонений

Это действие необходимо, если организация ведет счет №16 «Отклонение в стоимости материалов» и оперирует учетными ценами. В этом случае накопленную разницу необходимо списывать. Размер отклонений определяется на конец месяца и списывается на один из счетов затрат. Например, 20,23,40,97.

Проводки накопленной разницы будут выглядеть так:

  • положительная — Дт20(23,25,26,29,44,97)/Кт16;
  • отрицательная — Дт20(23,25,26,29,44,97)/Кт16.

Счет 16 — аналитический, учет на нем ведется по группам ТМЦ.

Возврат неиспользованных материалов

Когда запасы, переданные подразделениям, не использованы, их нужно вернуть на склад. Возврат оформляется с помощью первичных документов — накладной (форма №М-11 или форма №М-15) или лимитно-заборной карты (форма №М-8). Источник — ФСБУ 5/2019.

Перемещение ТМЦ на склад в бухгалтерском учете выполняется обратной проводкой. Если нужно вернуть запасы из производства, то — Дт10/Кт20(23,25,26,29,44,97).

Примеры бухгалтерских проводок

Для примера рассмотрим приобретение ТМЦ за безналичный расчет.

Организация приобрела у поставщика материалы на сумму 59 000 рублей (НДС в т.ч.- 9 000 рублей).

Проводки:

  • Дт10.1/Кт60 — 50 000 рублей (оприходование МПЗ);
  • Дт19/Кт60 — 9 000 рублей (учет НДС);
  • Дт60/Кт51 — 59 000 рублей (оплата поставщику с расчетного счета);
  • Дт68.02/Кт19 — 9 000 рублей (НДС принят к вычету).

Дальнейшие проводки будут зависеть от того, для каких целей приобретены МПЗ.

Оцените статью
Практикующий бухгалтер
Добавить комментарий

Adblock
detector