Алгоритм открытия расчетного счета в банке для ООО – документы, порядок действий, сроки

фото-1Нормами действующего законодательства предусматривается, что хозяйствующий субъект, организованный как общество с ограниченной ответственностью (ООО), вправе пользоваться расчетным банковским счетом для безналичных транзакций (поступлений и выплат) коммерческого характера.

Следовательно, открытие счета в банке считается правом ООО, но не является его законной обязанностью.

Однако счет, как правило, оказывается необходимым из-за ограничений по использованию наличности и требований к порядку уплаты налогов, действующих в отношении российских юридических лиц.

Получается, что коммерческая организация не сможет нормально функционировать без расчетного счета, обслуживаемого банком.

Открытие и эксплуатация счета, предназначенного для хозяйственных целей, осуществляются юридическим лицом в соответствии с нормативно-правовыми актами государства и регламентом выбранного банка.

Следует также иметь в виду, что наличие у юридического лица банковского счета подразумевает массу преимуществ. Безналичный характер совершаемых транзакций упрощает работу большинства хозяйствующих субъектов.

Дистанционное перечисление денег ощутимо экономит время, создавая удобные условия для контроля платежных операций. Чтобы воспользоваться всеми этими преференциями, предприятию нужно выбрать обслуживающий банк и заключить с ним договор расчетно-кассового сервиса.

Как юр лицу открыть расчетный счет, что для этого необходимо предпринять, каков порядок совершения данной процедуры – все эти вопросы требуют более детального рассмотрения.

Обязательно ли открывать в банке для ООО?

Действующие положения отечественного законодательства напрямую не обязывают организаций к открытию счетов.

Так, законом предусматривается, что юридические лица (ООО), как и частные предприниматели, имеют право открывать расчетные счета в банках и пользоваться ими для проведения безналичных транзакций.

Однако существуют следующие важные обстоятельства, которые указывают на целесообразность открытия юр лицом р/с в кредитном учреждении:

  • фото-2Организация, официально действующая без банковского счета, ощутимо ограничивает себя в выборе контрагентов (деловых партнеров). Вторым пунктом статьи 861, прописанной в Гражданском кодексе РФ, устанавливается требование, предусматривающее безналичный характер денежных расчетов, совершаемых между хозяйствующими субъектами. Это касается ситуаций, когда расчеты выполняются между двумя юридическими лицами, между двумя частными предпринимателями, а также между юр лицом и частным предпринимателем. Поступления и выплаты наличностью также допускаются в этих случаях, но с учетом действующих лимитов, регламентированных законом и банковскими правилами.
  • Для наличных расчетов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами (юридическими лицами, частными предпринимателями), действует строгое ограничение по сумме – максимум 100000 рублей на каждый заключенный договор. Превышение данного предела обуславливает наложение финансовых санкций (штрафов). Кроме того, чтобы законно приходовать наличность от покупателей, необходимо использовать аппарат онлайн-кассы.
  • Еще одно важное обстоятельство – необходимость своевременной уплаты предприятием налоговых и других обязательных платежей. Требованиями закона предусматривается, что юр.лицо должно оплачивать налоги/сборы только лишь безналичным перечислением соответствующих сумм.

Таким образом, действующему юридическому лицу все же приходится открывать счет в банке и использовать его для безналичных транзакций.

Как правило, это является необходимым для соблюдения определенных норм актуального законодательства. Однако не следует забывать и то, что безналичных характер денежных расчетов предполагает некоторые преимущества для юр.лица.

Многие хозяйствующие субъекты – как юр.лица, так и предприниматели – применяют расчетные счета в своей деятельности.

Нужно ли для обособленного подразделения юр лица?

В практике работы юридического лица, организованного как ООО, иногда возникает вопрос о создании обособленных подразделений. Сопутствующая задача – открытие счета для такого подразделения. Следует разобраться, стоит ли это делать.

Расчетным банковским счетом обособленного подразделения принято считать специальный аккаунт, который создается в финансовом учреждении для выполнения ограниченного спектра безналичных транзакций.

Перечень разрешенных операций обычно оговаривается с обслуживающим банком при оформлении соответствующего договора. К примеру, главный офис ООО может открыть своему обособленному подразделению отдельный банковский счет в банке исключительно для совершения расходных операций.

фото-3Чтобы оформить такой аккаунт (счет) для своего обособленного подразделения, руководство главного офиса обращается в обслуживающий банк с пакетом нужной документации, подтверждающей полномочия конкретных субъектов (указанных в регистрационной карточке).

Успешное завершение данной процедуры дает возможность руководству обособленной структуры осуществлять оговоренные транзакции.

В принципе, на счет обособленного подразделения денежные средства могут поступать как из центрального офиса, так и от заказчиков (покупателей, клиентов).

Расходоваться эти деньги могут на выплату сотрудникам зарплаты, обеспечение работы подразделения, приобретение товаров/услуг/работ, необходимых для хозяйственной деятельности обособленной структуры, и другие нужды.

Соответственно, аккаунт обособленного подразделения ООО в финансовом учреждении требует отдельного учета с открытием автономного баланса.

Обособленное подразделение ООО может вести свою деятельность без открытия счета. Допускается работа обособленной структуры, для которой аккаунт в банке не выделяется на автономный баланс.

В данном случае обычно реализуется следующий порядок:

  • банковская выписка о денежных транзакциях, совершенных обособленной структурой, передается непосредственно главному офису компании;
  • бухгалтерия центрального офиса учитывает данные операции по расчетному банковскому счету и непосредственным образом управляет средствами обособленного подразделения, являющегося в этой ситуации передаточным звеном (курьером) между обслуживающим банком и главным офисом компании.

Сколько р/с вправе завести организация?

Инструкцией Центробанка РФ предусматривается, что расчетные счета открываются в кредитных учреждениях следующим субъектам:

  • юридическим лицам (за исключением кредитно-финансовых учреждений);
  • частным предпринимателям (для коммерческих целей);
  • обычным физическим лицам – специалистам, имеющим частную практику.

Соответственно, счета могут открываться вышеперечисленными лицами исключительно для совершения транзакций, обусловленных осуществлением предпринимательской (хозяйственной) деятельности или ведением частной практики.

При этом важно помнить, что открытие является правом хозяйствующего субъекта, но не его обязанностью. Обязательным оно становится, когда речь идет об уплате организацией налогов и ограничении наличных транзакции для предприятий/предпринимателей.

В практике работы организации часто возникает необходимость открытия не одного, а сразу нескольких расчетных счетов.

фото-4Это может быть связано со следующими значимыми обстоятельствами:

  • Компания занимается различными видами деятельности, слабо связанными между собой.
  • Наличие в структуре хозяйствующего субъекта разных торговых (сервисных) точек.
  • Наличие у филиалов и обособленных структур (подразделений).
  • Расчеты совершаются в денежных единицах различных стран.
  • Налоги уплачиваются организацией по разным режимам/системам.
  • Банки предлагают разные тарифы и условия расчетно-кассового обслуживания (соображения выгодности, удобства).

В территориальных пределах РФ юридические лица вправе открывать и использовать любое количество банковских счетов. Действующее отечественное законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по этому поводу.

Важный нюанс заключается в том, что обслуживающие банки теперь самостоятельно уведомляют налоговую службу о фактах открытия и закрытия расчетных счетов клиентами – хозяйствующими субъектами.

Общеобязательными нормативно-правовыми актами РФ не ограничивается общее количество счетов, открываемых одним хозяйствующим субъектом в одном кредитно-финансовом учреждении.

Подобные ограничения и запреты могут предусматриваться лишь внутренними регламентами обслуживающего банка.

Кто может подавать документацию?

Процедура открытия счета для ООО предусматривает, что сделать это от имени заявителя – хозяйственного общества – может лишь субъект, наделенный соответствующими полномочиями.

Как правило, таким лицом является руководитель организации, открывающей в банке аккаунт для безналичных операций, или, как вариант, её представитель, действующий по специальной доверенности, заверенной нотариально.

Уполномоченный представитель организации должен обладать законным правом подписи официального соглашения о присоединении к системе расчетно-кассового обслуживания банковского учреждения.

Кратко порядок действий для юридических лиц

Чтобы открыть в кредитном учреждении счет (аккаунт) для безналичных транзакций, юридическому лицу потребуется осуществить следующий алгоритм:

  1. фото-5Выбрать подходящий банк, предоставляющий расчетно-кассовое обслуживание в необходимом объеме. Рекомендуется отдавать предпочтение популярным кредитно-финансовым структурам, обладающим лицензиями ЦБ РФ и широкой сетью филиалов. Такие банки считаются надежными, заслуживающими доверие, часто обеспечивающими максимальный и качественный сервис.
  2. Определиться с тем, кто непосредственно будет заниматься открытием счета и оформлением всех необходимых документов. Как уже говорилось ранее, это может быть либо сам руководитель организации, либо его доверенный субъект, обладающий нотариальной доверенностью, составляемой заранее.
  3. Подготовка необходимой документации. В разных финансовых учреждениях могут отличаться требования к составу пакета обязательных документов. Кроме того, банки часто запрашивают у заявителей дополнительные бумаги. Организационно-правовая форма юрлица ощутимо влияет на список документов. Для ООО, например, существует особый перечень.
  4. Визит уполномоченного субъекта организации в отделение (офис) избранного учреждения. Примечательно, что некоторые банки готовы направлять своих менеджеров в офис клиента для обсуждения деталей и оформления документов, если имеется предварительная договоренность об этом.
  5. Подобрать подходящий тарифный план для открытия и дальнейшего обслуживания расчетного счета. Как правило, банки предлагают своим клиентам выбор из нескольких пакетов услуг. Рекомендуется заранее ознакомиться с предложениями разных банков, чтобы получить максимальное представление о сервисных пакетах и тарифах. Обычно такой сервис предусматривает ежемесячную абонентскую плату.
  6. Подписывается комплексное соглашение об открытии и обслуживании расчетного счета, которое всегда составляется в двух равнозначных экземплярах. Перед подписанием необходимо убедиться, что все документы заполнены корректно, поскольку ошибки/неточности в подобных бумагах не допускаются.
  7. Рассмотреть возможность подключения дополнительных опций/сервисов (клиент-банк, мобильные приложения, SMS-уведомления, прочие услуги). Если есть смысл, стоит воспользоваться этими предложениями.
  8. На протяжении последующих одного-двух дней менеджер банка связывается с представителем юр лица и сообщает ему о принятом решении. Если выносится положительный вердикт, клиенту открывается счет (аккаунт), на который следует сразу же зачислить активационную сумму, нередко соответствующую годовой стоимости сервисного пакета. В определенных случаях, однако, банк может отказать заявителю в оказании данной услуги.
  9. Организации предоставляются реквизиты расчетного банковского счета. Можно совершать безналичные транзакции.
  10. Обслуживающий банк самостоятельно направляет налоговой службе и пенсионному ведомству соответствующие уведомления в сроки, четко определенные актуальным законодательством. Юр лицо – владелец счета – освобождается от этой обязанности с мая 2014 года.

Какие нужны документы?

фото-6Как правило, стандартный набор документов, которые организация предъявляет в банк для открытия счета, выглядит следующим образом:

  • поименный перечень учредителей;
  • паспорт руководителя или, как вариант, уполномоченного субъекта;
  • карточка, содержащая образцы подписей директора/бухгалтера и оттиска печати (если печать у юрлица имеется);
  • разрешения/лицензии (если деятельность компании лицензируется);
  • документальное удостоверение юридического адреса хозяйствующего субъекта и его фактического местонахождения (договор аренды или свидетельство о собственности на помещение);
  • распорядительный акт (решение), которым регламентируются назначение и полномочия руководителя;
  • устав ООО (документ заверяется налоговой службой);
  • свидетельство о назначении юрлицу кода ИНН;
  • справка о зачислении юрлица на учет ФНС (документ выдается налоговой службой);
  • регистрационное свидетельство юрлица (ЕГРЮЛ-выписка);
  • прочие бумаги (по необходимости).

Также о необходимых документах для открытия счета читайте здесь.

Как оформляется сообщение об открытие счета?

Сроки процедуры

Конкретные сроки, на протяжении которых ООО открывается банковский счет, могут варьироваться в разных обслуживающих банках.

Зачастую все вопросы решаются непосредственно в день обращения.

Иногда процесс затягивается на 1-2 дня с момента подачи пакета документов. Бывает и так, что реквизиты аккаунта предоставляются клиенту в течение более длительных сроков. Ускорению процедуры может способствовать оформление онлайн-заявки.

Причины отказа

Несмотря на то, что банковский сервис гарантируется хозяйствующим субъектам Гражданским кодексом РФ (статьей 846), банки могут законно отказать организации в открытии по следующим возможным основаниям:

  • Указание юр лицом неверных сведений о своем фактическом местонахождении. Обычно это становится явным по факту проверки, проводимой в сомнительных ситуациях.
  • фото-7Юридический адрес заявителя оказался массовым (по этому адресу уже зарегистрировалось много хозяйствующих субъектов).
  • Установлены факты нарушения юрлицом норм действующего законодательства. Компанию-заявителя подозревают в причастности к совершению незаконных действий.

Следует помнить, однако, что банк не обязан сообщать клиенту причину отказа. Юрлицо в этом случае может обратиться к иному кредитно-финансовому учреждению с заявлением.

Выводы

Открытие счета в финансовом учреждении является важным аспектом хозяйственной деятельности юрлица. Несмотря на то, что у организации (ООО) законодательно отсутствует такая обязанность, без расчетного счета де-факто не представляется возможным нормальное функционирование предприятия.

Следует понимать, что регулярное осуществление безналичных транзакций является сегодня необходимостью для компании, ограниченной в возможности использования наличности. Кроме того, безналичные расчеты – это просто, удобно, выгодно.

Оформление банковского счета выполняется в определенном порядке, предусмотренном нормами актуального законодательства и внутренними правилами (регламентами) кредитно-финансовых структур.

Важную роль при этом играет подготовка заявителем полного пакета документов. К выбору обслуживающего банка следует подойти основательно и ответственно.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий