Процедуры открытия, использования и закрытия расчетного счета в кредитно-финансовом учреждении регламентируются законодательными нормами. Счет для безналичных транзакций закрывается, если обслуживающий банк и клиент расторгают договор расчетно-кассового обслуживания.
Хозяйствующий субъект, как известно, может прекратить сотрудничество с банком в любой момент и по любой причине.
Финансовое учреждение также вправе отказаться от ведения клиентского аккаунта, руководствуясь определенными основаниями.
Но особым случаем считается принуждение к закрытию банковского счета. Как действовать клиенту, если его расчетный счет закрывается в принудительном порядке?
У кого есть право закрытия в принудительном порядке?
Действующим законодательством РФ предусматриваются типичные ситуации, когда обслуживающий банк в одностороннем порядке расторгает соглашение с клиентом и принудительно закрывает его расчетный счет.
Кредитно-финансовое учреждение вправе осуществлять подобные меры при возникновении хотя бы одного из следующих возможных обстоятельств:
- На аккаунте клиента не хватает средств до минимальной суммы, установленной договором с банком или правилами финансового учреждения. По этой причине банк может прекратить сотрудничество через суд и закрыть р/с. Обладателю счета дается месяц на выполнение требований банка. Если клиент успевает внести деньги, аккаунт продолжает действовать.
- По счету клиента не совершаются транзакции в течение одного года. На этом основании договор расчетного счета также может быть прекращен банком через суд.
- По аккаунту юрлица/предпринимателя отсутствуют какие-либо движения на протяжении двух лет или иного срока, согласованного с финансовым учреждением (минимум шесть месяцев). Банк вправе прекратить сотрудничество в одностороннем порядке и закрыть счет, уведомив клиента об этом за 2 (два) месяца до предполагаемого расторжения.
- Суд предписал заблокировать банковский счет клиента и арестовать его активы/деньги (если установлен факт нарушения владельцем аккаунта норм действующего законодательства).
Хозяйствующий субъект, являющийся обладателем счета, ликвидируется или прекращает свою деятельность. Банк вправе поставить вопрос о расторжении сервисного договора, если на аккаунте такого клиента вообще отсутствуют деньги.
- Центробанк РФ предписывает обслуживающему банку остановить транзакции без закрытия аккаунта. Клиенту в этом случае предлагают самостоятельно инициировать расторжение договора банковского счета.
Средства расчетного счета могут блокироваться банком по требованию налоговой службы, органов таможенного контроля, а также Росфинмониторинга – официального ведомства, осуществляющего финансовый мониторинг в РФ.
При этом важно знать, что блокировка аккаунта позволяет списывать с него деньги в порядке очередности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (статья 855).
Арест расчетного счета может производиться на основании решения, принятого судебным органом, а также по исполнительному листу судебного пристава.
Подобные меры активно предпринимаются сегодня контролирующими/судебными структурами, ужесточившими свою деятельность в направлении борьбы с финансовыми правонарушениями (неуплата налогов и иных обязательных платежей, легализация незаконных средств, финансирование преступных и экстремистских формирований, прочие правонарушения).
Что делать, если банк предложил прекратить договор?
Ссылаясь на нормы 115-ФЗ от 07.08.2001, надзорная структура Центробанка РФ, служба Росфинмониторинга и контрольные подразделения кредитно-финансовых учреждений часто блокируют расчетные банковские счета хозяйствующих субъектов – как юридических лиц, так и частных предпринимателей.
Специалисты утверждают, что подобные случаи особенно участились в последнее время. У контролирующих органов имеется достаточно оснований для применения таких мер, если определенные операции, совершаемые по расчетному счету юрлица/предпринимателя, могут быть отнесены к категории сомнительных, подозрительных или рискованных:
- проводятся манипуляции с НДС;
- часто и в больших объемах снимается наличность;
- минимизируются налоговые обязательства;
- совершаются безналичные перечисления, не имеющие особого экономического смысла;
- по расчетному банковскому счету не выполняются текущие платежи (аренда, ЖКХ, общехозяйственные затраты);
- прочие основания.
Руководствуясь вышеперечисленными признаками, обслуживающие банки нередко блокируют безналичные средства хозяйствующих субъектов.
Помимо этого, кредитно-финансовое учреждение, подозревающее своего клиента в неблагонадежности, может настоятельно попросить его расторгнуть договор расчетного счета.
Оказавшись в подобной ситуации, обладатель счета (юрлицо, предприниматель) вправе предпринять определенные меры.
Так, если обслуживающий банк принуждает юрлицо/предпринимателя к закрытию расчетного счета, клиент финансового учреждения может прибегнуть к следующим действиям:
- Перевести все свои деньги на аккаунт в другом банке.
- Вывести имеющиеся средства, оформив данную транзакцию как выплаты физлицам (к примеру, зарплата сотрудникам).
- Изъять собственные средства по исполнительному документу, оформленному на основании судебного решения.
- Получить свои деньги на основании исполнительной надписи органов нотариата. Нотариус заверяет соглашение о займе, заключенное между физлицом и юрлицом. Если средства физлицу не возвращаются (договор нарушается), нотариус проставляет на заверенном соглашении надпись соответствующего содержания. Такая бумага приобретает силу исполнительного документа – она может передаваться кредитно-финансовому учреждению без судебного решения.
Специалисты не рекомендуют хозяйствующему субъекту закрывать свой расчетный счет по требованию обслуживающего банка, поскольку расторжение соответствующего договора на основании 115-фз может создать большие проблемы при последующем открытии нового аккаунта в ином кредитно-финансовом учреждении.
Если подобное требование является некорректным или не имеет законных оснований, его следует оспорить, предоставив банку (контролирующим органам) документальные свидетельства, явно указывающие на непричастность юрлица/предпринимателя к неправомерным действиям.
Порядок действий, если инициатива исходила от налоговой
Хозяйствующий субъект может законно обжаловать вердикт налоговой службы, предусматривающий реализацию обеспечительных мер – блокировку средств расчетного счета.
Можно добиться отмены подобного решения либо через суд, либо путем обращения к вышестоящему органу налоговой службы.
В подобных ситуациях наиболее логичным действием может считаться обращение юр.лица или предпринимателя в арбитражный суд с исковым заявлением, содержащим требование о признании блокировки счета недействительной.
Начинать арбитражный процесс необходимо с обжалования блокировки расчетного счета в вышестоящей инстанции налоговой службы.
На протяжении месяца данная жалоба будет рассматриваться налоговой структурой, после чего клиент банка сможет подать соответствующий иск в арбитражный судебный орган.
К заявлению (жалобе/иску) следует приложить документацию, однозначно свидетельствующую о правомерности позиции, занимаемой обладателем расчетного счета.
Примечательно, что действующим законодательством не ограничивается предельное количество обращений, направляемых в ситуации обжалования обеспечительных мер.
Выводы
Принудительное закрытие счета хозяйствующего субъекта в банке может произойти по разным причинам.
Зачастую это может быть либо инициатива обслуживающего банка (при определенных обстоятельствах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ), либо практика реализации контролирующими/судебными органами обеспечительных мер, направленных на пресечение незаконной деятельности обладателя счета (если, конечно, имеются соответствующие доказательства).
Так или иначе, юрлицо/предприниматель вправе защищать собственные интересы в подобных ситуациях, предпринимая законные действия.
