«Клиент-банк» или, что встречается чаще: «Банк-клиент» — это специально разработанная компьютерная программа, адаптированная под конкретный банк. Предназначена для удаленной работы пользователя с банковскими продуктами.
Понятие «Банк-клиент»
Более точное название программы «Банк-клиент» — система дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Она позволяет клиенту самому управлять денежными средствами. Таким образом можно, например, совершать банковские операции в онлайн-режиме (переводить деньги между счетами и картами, оплачивать товары и услуги в интернете и т.д.) Это возможно благодаря интернет-соединению личного виртуального кабинета, открытого клиенту в конкретном банке, с главным сервером самого банка.
- Особенности системы «Банк-клиент»:
- Установка непосредственно на компьютер пользователя;
- Архивирование и хранение банковских документов на носителях пользователя (жестком диске компьютера или флэш-картах) или в облачных хранилищах пользователя;
- Возможность работы с банковскими документами офлайн
При работе вне сети функционал «Банк-клиента» ограничен: работать можно с уже существующими данными или делать черновики (заготовки) будущих документов. Однако для перевода денежных средств без Интернета не обойтись — необходимо получить разрешение от банковского компьютера на совершение операции. Обычно подтверждение приходит на телефон пользователя в виде смс- или push-сообщения.
Отличие «Банк-клиента» от «Интернет-банка»
Непосвященному человеку кажется, что это синонимы, но на самом деле это не так. Они даже называются по-разному (для разработчиков «Банк-клиент» — «толстый» клиент, «интернет-банк» — «тонкий»). И хотя оба «банка» подразумевает дистанционное обслуживание клиента и самостоятельную работу последнего с банковскими продуктами, это не одно и то же.
«Тонкий клиент» работает только через Интернет. Вся банковская информация, доступная пользователю. «Интернет-банк», хранится на сервере банка. «Толстый клиент» более самостоятелен, так как установлен на компьютере пользователя
И в том, и в другом случае вы сможете открыть для себя дебетовую банковскую карту. О том какие есть дебетовые банковский карты смотрите в статье по ссылке https://probankira.ru/catalog/debetovye-karty-sberbank.
Плюсы и минусы
Преимущества системы «Банк-клиент»:
- Доступ к архивным документам без Интернета;
- Расширенный функционал (например, выгрузка банковских выписок в бухгалтерские программы типа «1С:
- Бухгалтерия», что облегчает работу бухгалтера).
- «Интернет-банк», как правило, представляет облегченный вариант ДБО и указанных преимуществ лишен. По сути, это страничка в Интернете, куда можно зайти через любой браузер по логину и паролю.
Но у него свои сильные стороны:
- Доступность с любого устройства, где есть Интернет;
- Высокая степень защиты (за сохранность ваших данных несет ответственность банк). Это одновременно повышает удобство использования (нет привязки к одному компьютеру) и уровень безопасности (банковский сервер в несколько раз безопаснее пользовательского).
Отметим, что популярные приложения для телефонов – так называемые «мобильные банки» — гибрид обеих ДБО: как и «Банк-клиент», это специальная программа, устанавливаемая на смартфон, однако работает она только при включенном интернете, что роднит ее с «Интернет-банком». Чтобы получить такой мобильный банк сначала следует получить дебетовую карту, подробнее в статье по ссылке https://probankira.ru.
Организации часто комбинируют все три сервиса: подключают к офисному ноутбуку «Банк-клиент», регистрируют компанию в «Интернет-банке» и устанавливают «мобильный банк» на телефон уполномоченного сотрудника.
«Банк-клиент» или «Клиент-банк» — как все-таки правильно?
Понятие «Клиент-банк» объединяет в себе обе системы ДБО, рассмотренные выше, поэтому верны оба варианта (отсюда и непонимание разницы между «Банк-клиентом» и «Интернет-банком»). В официальных документах принято писать «Клиент-банк».
Узнайте, какие пособия на детей можно получить в 2023 году в статье «Все пособия на детей«.
Установка системы «Банк-клиент»
При открытии расчетного счета или оформлении карты банк также предложит клиенту воспользоваться услугами сервиса «Банк-клиент» и установить на рабочем месте специальную программу ДБО.
С некоторыми вариациями этот процесс проходит в несколько этапов:
- Проверка технических характеристик компьютера заказчика;
- Установка программного обеспечения;
- Генерация электронного ключа (нужен для создания усиленной электронной подписи клиента);
- Заявка в банк на изготовление электронного ключа;
- Первый вход в «Банк-клиент» по логину и паролю (передаются клиенту под роспись работником банка в запечатанном конверте). Далее система предложит установить свой пароль;
- Одновременное подключение к компьютеру пользователя электронного ключа. Ключ выдается банком на специальном флэш-носителе типа eToken;
- Выпуск банком сертификата ключа (1-3 дня);
Подтверждение клиентом получения данных о сертификате в системе «Банк-клиент». Для этого нужно скачать сертификат в соответствующем разделе (как правило это документ в формате word или pdf), распечатать в двух экземплярах, собственноручно подписать и предоставить в банк.
После всех этих действий банк утверждает сертификат – и можно пользоваться «Банк-клиентом». Многие банки уже усовершенствовали процесс: теперь вся процедура зачастую занимает один день. В системе «Банк-клиент» в организациях работает бухгалтер. Руководитель чаще ограничивается правом подписания платежных поручений.
«Банк-клиент» подразумевает самостоятельную работу пользователя по инструкциям. Однако уважающий себя банк при необходимости предоставляет клиентам консультации операционистов (помощь в нестандартных ситуациях) и специалистов технической поддержки (в случае сбоев в системе).
Тактико-технические характеристики для работы в системе «Банк-клиент»
Если коротко, то это: современный компьютер, оснащенный портом USB, Интернет, электронный ключ на защищенном носителе eToken и специальное программное обеспечение.
Под программным обеспечением подразумевается:
- Операционная система Windows не ниже 7 или 10;
- Браузер, настроенный в соответствии с требованиями банка (Yandex, Mozilla или Chrome. Internet Explore уже считается устаревшим);
- Специальная шифровальная программа (Крипто-Про или аналоги).
Вход в «Банк-клиент»
Так как речь идет о денежных средствах клиента, «Банк-клиент» применяет усиленные меры защиты данных.
Помимо программы-шифровальщика, ввода логина и пароля и наличия электронного ключа, система может запросить дополнительные параметры. Некоторые банки применяют двухфакторную идентификацию – пользователь должен ввести код из смс-сообщения, отправленного системой на его телефон после ввода пароля.
Системы защиты и уровни доступа разнятся у разных банков, соответственно, и единого тарифа на подобные услуги не существует. Каждый банк устанавливает его самостоятельно.
Если вам интересно знать, что такое кредитный рейтинг, то переходите по ссылке.
«Банк-клиент» для юридических лиц
По умолчанию в системе «Банк-клиент» для юридических лиц больше полезных функций, чем в аналогичной программе для физических лиц.
- Система ДБО облегчает работу бухгалтера, решая сразу комплекс задач:
- Упрощение банковского документооборота;
- Оперативный контроль денежных средств;
- Круглосуточный доступ;
- Экономия бумаги;
- Экспорт файлов (выписки, платежные поручения) в бухгалтерские программы;
- Интеграция с другими программными продуктами, используемыми в бухгалтерии.
Все это и многое другое ведет к стремительному росту популярности системы «Банк-клиент».
Читайте также, что такое заемный капитал и какая это строка в балансе.