Инвентаризация на предприятии важна для проверки наличия имущества, полного соответствия его количества бухгалтерским данным и в целом упорядочивания всей хозяйственно-финансовой жизни. При этом такое мероприятие должно проходить согласно требованиям законодательства вне зависимости от варианта его проведения – плановое оно или нет.
Вся процедура начинается с приказа об инвентаризации, составляемого по распоряжению руководителя ответственным лицом.
Нужно ли составлять?
Приказ является официальной основой начала и проведения процедуры, он выступает в качестве основания для определения даты и сроков проведения инвентаризации основных средств, состава комиссии, а также формирования сопутствующей процессу документации.
Только на основании распоряжения может начаться инвентаризация ОС в целом, при этом работники используют в своих действиях основания и причины для проведения пересчета имущества, указанные в нем.
Формируется документ после получения отчетности от бухгалтера с перечнем всего имущества и обозначением его стоимости.
Кроме этого, указанные в отчете данные должны подтверждаться первичной документацией в качестве приложения.
Читайте также:
Причины
Согласно Приказу Минфина РФ № 34н от 1998 года распоряжение руководителя составляется согласно следующим причинам:
перед проведением годового отчета;
- в процессе передачи основных средств третьим лицам или новым ответственным за имущество работникам;
- после хищения или намеренной порчи основных средств;
- в итоге чрезвычайных происшествий, принесших убытки – пожары, техногенные катастрофы и прочее.
Кроме этого, приказ обеспечивает возможность решить многие вопросы, например:
- обеспечивает получение данных относительно самого проверяемого предприятия;
- устанавливает состав комиссии, которая будет проводить мероприятие;
- дает возможность ознакомиться с перечнем имущества, подлежащего проверке;
- указывает на причину проведения пересчета;
- указывает на правовую сторону процесса;
- обеспечивает временные рамки инвентаризации.
Проведение инвентаризации, в свою очередь, обеспечивает решение множества вопросов, изначально – это упорядочивание информации, относительно имеющегося на балансе предприятия имущества, получение отчетной документации для инвесторов и акционеров.
Как оформить распоряжение?
Приказ имеет унифицированный бланк ИНВ-22, предназначенный для организаций с любой организационно-правовой формой.
При этом закон не обязует использовать именно этот бланк, достаточно разработать свою произвольную форму приказа и внести ее в учетную политику компании.
В любом случае документ должен быть составлен с учетом следующих позиций:
- название с обозначением номера и обоснования;
- в отведенные поля нужно внести название организации, ОКПО, ОКУД, дату составления;
- в основной части распоряжения следует указать – тип проверки, обоснования для ее выполнения, перечень комиссии во главе с председателем;
список основных средств, подлежащих проверке, в каких отделах/подразделениях они находятся;
- определить период проведения инвентаризации с указанием даты начала и конца осуществления;
- цели проверки или причины;
- указывается дата сдачи отчетности об итогах в бухгалтерию;
- заверка документа у руководителя;
- регистрация приказа в специальном журнале;
- далее следует под роспись ознакомить всех работников, указанных в документе.
Скачать типовой бланк приказа ИНВ-22 – excel.
При проведении внеплановой проверки
Для проведения внеплановой проверки должен быть соответствующий случай, например, смена ответственного лица или передача имущества.
Кроме этого, такая процедура выполняется с целью изучения добросовестности персонала и оценки его на честность по заранее утвержденному секретному графику руководства.
Но в любом случае нужно оформление процесса согласно законодательным нормативам с формированием приказа по все той же форме № ИНВ-22.
В причине осуществления внеплановой проверки необходимо указать, что мероприятие выполняется, например, по итогам 3 месяцев.
Скачать образец
Скачать пример приказа при проведении внеплановой инвентаризации ОС – excel.
Полезное видео
Как составить приказ о проведении инвентаризации, подробно рассказано в данном видео:
Выводы
Любого варианта инвентаризация, обладающая различными целями, должна оформляться согласно требованиям законодательства.
Для этого обязательно распоряжение руководителя с применением унифицированной формы или внутренне разработанной на производстве.
При этом важно, чтобы приказ содержал основные данные относительно целей инвентаризации, указывал на состав комиссии и перечень основных средств.
