Что делать при выявлении в ходе инвентаризации излишки основных средств – учет, проводки, примеры

фото-1Предприятие систематически проводит инвентаризацию собственных активов. Цель – проверить соответствие между документальными сведениями и фактическим наличием имущественных объектов, принадлежащих компании.

Особое значение имеет мониторинг основных средств (ОС), так как данное имущество, как правило, характеризуется значительной стоимостью и сохраняет свои свойства на протяжении длительного времени.

Итоги проведения инвентаризационной описи могут оказаться разными:

  • полное соответствие реального положения вещей данным учета;
  • выявление расхождений в виде излишков или недостач.

Сведения об установленных излишках/недостачах по тем или иным объектам основных средств подлежат обязательному отражению в системе бухгалтерского учета.

Прежде всего, необходимо рассмотреть, как приходуются и учитываются излишки ОС, обнаруженные при инвентаризации.

Что это такое — понятие

Процедура инвентаризации активов компании подразумевает последовательное выполнение таких мероприятий:

  1. фото-2Определение регламента предстоящей инвентаризации. Формируется состав исполнительной комиссии, назначаются сроки, уточняются причины и основания для проведения описи имеющихся объектов. Все эти моменты обязательно отражаются в письменном приказе, который специально издается руководством организации.
  2. Непосредственное проведение инвентаризации по интересующим группам объектов. Комиссия определяет фактическое количество и реальное состояние проверяемого имущества. Результаты осуществляемых действий отражаются в инвентаризационной документации, включающей опись активов.
  3. Сличение полученных и первоначальных сведений. На этом этапе производится сопоставление итогов проведенной проверки с данными учета. Информация уточняется – выявленные излишки приходуются, обнаруженные недостачи списываются. Формируются сличительные ведомости, документируются окончательные результаты проведенной описи. Руководство компании предпринимает надлежащие меры распорядительного характера.

При проведении инвентаризации активов назначенная исполнительная комиссия должна следовать инструкциям Минфина РФ, четко регламентирующим порядок осуществления данной процедуры, учет её итогов, а также необходимые действия на случай выявления несоответствий – недостач, излишков.

Так, излишками ОС являются объекты соответствующей группы внеоборотных активов, ранее отсутствовавшие на балансовом учете организации, но выявленные (обнаруженные) по итогам инвентаризации.

Действительно, опись активов предприятия нередко позволяет выявить неучтенные предметы.

Конечно, подобные излишки чаще всего обнаруживаются по категории материальных запасов, но иногда исполнительной комиссии удается найти и основные средства, которые по данным бухучета почему-то не числятся.

Безусловно, нахождение незарегистрированных («лишних») объектов ОС на предприятии является следствием ошибок, допущенных в системе учета.

Что делать, если при инвентаризации выявлены неучтенные ОС?

Когда инвентаризационная комиссия полностью завершит сличение (сопоставление) фактической информации со сведениями учета, руководитель организации утверждает итоги проведенной проверки посредством оформления соответствующего приказа.

фото-3Закономерным следствием исполнения этого распорядительного акта будет являться внесение в бухгалтерские (учетные) регистры необходимых изменений, обусловленных результатами инвентаризации.

Так, выявленные недостачи корректно списываются, а найденные излишки правильно приходуются – зачисляются на учет.

Важное уточнение – инвентаризацию следует полностью завершить к тому моменту, когда руководитель компании должен будет подписать составленную отчетность.

Необходимая корректировка регистров бухгалтерского учета осуществляется специалистами на дату выполнения инвентаризационной процедуры.

Таким образом, приказ руководителя, предписывающий оприходовать найденные излишки, является правовым основанием для надлежащего исправления обнаруженных ошибок в бухучете.

Распорядительный акт может оформляться по шаблону, принятому в конкретной организации.

Как оприходовать выявленные объекты?

Неучтенные объекты ОС, обнаруженные при назначенной проверке, приходуются, как требуют действующие стандарты, по рыночной стоимости.

Следует также уточнить, что найденные излишки нужно приходовать исключительно на дату выполнения инвентаризации.

Правилами бухгалтерского учета предусматривается несколько вариантов зачисления излишков ОС на приход.

Выбор конкретного подхода предопределяется спецификой ситуации, при которой специалисту необходимо оприходовать конкретный объект, обнаруженный в процессе проведения описи.

Бухучет при пересортице

Пересортица считается одним из наиболее распространенных обстоятельств, при которых обычно приходуются неучтенные активы, обнаруженные в ходе инвентаризации.

Она часто появляется, если при назначенной проверке наряду с излишками ОС выявляются недостачи. Такая пересортица нередко позволяет осуществить взаимозачет установленных недостач и найденных излишков.

фото-4Так, если стоимость установленной недостачи оказывается выше стоимости зафиксированных излишков, разница, как вариант, может взыскиваться с виновных субъектов.

Если же такие лица отсутствуют или, например, не установлены, соответствующая разница просто списывается на периодический финансовый результат – дебет 91-счета (по субсчету 91-2).

Кроме того, если недостача возникла не по вине субъектов, имеющих материальную ответственность, по поводу данной разницы в инвентаризационной документации предоставляются исчерпывающие пояснения.

Так, следует обосновать, почему данная разница не погашается виновными лицами.

Обратная ситуация – фактическая стоимость недостающих ОС оказывается ниже стоимости излишков, найденных по этой же группе активов. В этом случае стоимостная разница между недостачей и излишками относится к прочим доходам.

Учет при отсутствии недостачи

Если в ходе проведенной проверки не выявляются недостачи по объектам ОС, найденные излишки переносятся на финансовый результат.

При этом они приходуются на дату совершения инвентаризации по той стоимости, которая соответствует актуальной рыночной оценке.

Подобное отражение осуществляется по кредиту счета «Прочие доходы» (обозначается 91-1), который корреспондируется с дебетом активного счета, соответствующего обнаруженным излишкам (а именно – 01).

Что касается налогового учета объектов ОС, найденных при инвентаризации, то в этом аспекте излишки относятся ко внереализационным доходам.

Пример

Исходные данные:

В ходе проверки был найден ранее неучтенный объект ОС – гидравлический насос. Его рыночная стоимость – 45 000 рублей.

Необходимо оприходовать данный излишек по правилам бухучета.

Основные проводки – в таблице:

Операция Сумма, рублей Дебет счета Кредит счета
Объект приходуется 45 000 08 91-1
Объект введен в эксплуатацию 45 000 01 08

Реализация

Если организация решает продать объект ОС, ранее выявленный инвентаризацией как излишек, то данная операция также подлежит бухучету.

Пример

Исходные данные:

фото-5В ходе инвентаризации, проведенной на предприятии, был найден неучтенный объект ОС – гараж. Его рыночная стоимость – 210 000 рублей.

Обнаруженный гараж (излишек) оприходовали в ноябре 2019 года, а 23 декабря 2019 года данное имущество было реализовано по цене 247 800 рублей, при этом величина НДС, входящая в сумму реализации, составила 37 800 рублей.

На дату реализации этого объекта в бухучете была начислена амортизация 4000 рублей.

Основные проводки, осуществляемые при таких обстоятельствах, представлены в таблице:

Операция Сумма, рублей Дебет счета Кредит счета
Начисление амортизации 4000 20 02
Первичная стоимость объекта списывается 210 000 01 (субсчет выбытия ОС) 01
Начисленная амортизация списывается 4000 02 01 (субсчет выбытия ОС)
Остаточная стоимость актива отражается в прочих затратах 206 000 91-2 01 (субсчет выбытия ОС)
Фиксируется реализационный доход 247 800 62 91-1
Начисление реализационного НДС 37 800 91-2 68

Полезное видео

Что делать если в ходе инвентаризации были выявлены излишки и подлежат ли они учету, подробно рассказано в данном видео:

Выводы

Инвентаризация ОС, которая проводится по регламенту не реже одного раза за три года, является обязательной процедурой, позволяющей контролировать ценные активы компании.

Выявление таких излишков способствует приведению системы учета в актуальное состояние.

Неучтенное имущество, найденное при регламентированной проверке, должно быть корректно оприходовано, то есть зачислено на учет. Реализация подобных активов также подлежит правильному учету.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий