Как установить срок полезного использования для офисной мебели и рассчитать амортизацию – амортизационная группа, примеры

Если офисная мебель признается основным средством в бухгалтерском и налоговом учете, то для нее нужно установить срок использования и считать ежемесячно амортизацию.

Какую группу по налоговой классификации нужно установить для данного имущества, как определить СПИ и считать отчисления?


Относится ли к основным средствам?

Условия признания имущества объектом ОС прописаны:

Актив должен применяться в производственных, управленческих нуждах, приносить прибыль и не перепродаваться. Также должно быть предусмотрено его длительное использование на протяжении периода более 12 месяцев.

Главным отличием признания имущества основным средством в бухгалтерских и налоговых целях является лимит стоимости:

  • до 40000 руб. – для бухучета (устанавливается предприятием самостоятельно в пределах указанной суммы, закрепляется в учетной политике);
  • 100000 руб. – для налогового учета, все объекты дешевле указанной суммы основными средствами не считаются, не амортизируются и сразу списываются.
В целом офисная мебель – столы, кресла, шкафы, тумбы и прочие предметы подходят под условия отнесения к объектам ОС.

Однако не всегда выполняется необходимый лимит, часто данные предметы оказываются достаточно дешевыми, чтобы отнести их к основным фондам.

Если же все условия, включая стоимостный лимит, соблюдаются, то для данного имущества следует устанавливать срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете.

К какой амортизационной группе относится?

Амортизационная группа определяется в обязательном порядке для амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль.

НК РФ четко требует брать срок использования из разрешенного диапазона для той амортизационной группы, к которой отнесен объект ОС.

Данные группы и перечень имущества, распределяемого между ними, приведены в Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002.

Ранее до корректировки Классификации для нового ОКОФ мебель относилась к 4 амортизационной группе со сроком эксплуатации от 5 до 7 лет.

В 2018 году такого понятия, как мебель офисная, кресло, стол и прочее, в Классификации не содержится напрямую, то есть для данного вида имущества амортизационная группа в настоящее время не определена. Что делать в этом случае?

П.6 ст.258 НК РФ позволяет владельцам объектов ОС, которые не отражены в утвержденной Классификации основных средств, устанавливать для них срок полезного использования, согласно технических условий и рекомендаций производителя.

На практике можно относить мебель по-прежнему к 4 амортизационной группе, если иное не предусмотрено изготовителями и технической документацией.

Как определяется СПИ?

В налоговом учете срок полезного использования зависит от той амортизационной группы, к которой отнесен объект.

Как выше было сказано, в новой Классификации отсутствует офисная мебель, в связи с этим для нее можно установить СПИ с учетом рекомендаций фабрик-изготовителей.

Если никаких особо рекомендаций и ограничений не имеется, то можно отнести мебель к 4 амортизационной группе и установить для нее срок от 5 до 7 лет, то есть от 61 до 84 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете необходимо определять срок службы, исходя из положений п.20 ПБУ 6/01 – в зависимости от планируемого периода использования с учетом влияющих факторов, условий эксплуатации, предусмотренных нормативно-правовых и иных ограничений.

Таким образом, в бухучете организация может установить для офисной мебели любой целесообразный с ее точки зрения срок.

Чтобы упростить учет и дальнейшее начисление амортизации, можно установить в бухгалтерском учете СПИ, равный определенному для налоговых целей.

Как установить срок полезного использования для здания?

Как считать амортизационные отчисления?

В бухгалтерском учете существует 1 линейный метод расчета амортизации и 3 нелинейных (уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет СПИ, пропорционально производимой продукции, услуг, работ).

В налоговом учете предусмотрено только 2 способа расчета амортизационных отчислений – линейный и нелинейный.

Организации следует определить, какой способ расчета она будет применять для офисной мебели и закрепить свой выбор в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

Наиболее простой и распространенный вариант – это применять линейный метод как в бухучете, так и для налогообложения.

Методика расчета линейным методом:

  1. Считается норма амортизации.
  2. Определяется сумма годовой амортизации с учетом определенной нормы.
  3. Рассчитывается сумма ежемесячной амортизации путем деления годовой на 12.

Полученный месячный размер будет являться той суммой амортизационных отчислений, которые будут списываться каждый месяц в расходы. На данную сумму бухгалтер будет каждый месяц отражать проводку Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02. О том, какие проводки выполняются для учета амортизации, читайте в этой статье.

Калькулятор расчета линейным способом.

Формулы для расчета линейным методом:

Норма А. = 1 / СПИ в годах * 100%

Годовая А. = Первоначальная стоимость * Норма А.

Ежемесячная А. = Годовая А. / 12 мес.

Можно провести аналогичный расчет в месяцах – рассчитать норму в месяцах, после чего сразу определить величину месячной амортизации.

Таким образом, линейный метод расчета позволяет списывать стоимость мебели постепенно на протяжении всего срока службы.

Данный метод наиболее целесообразен для данного имущества. Моральный износ у мебели наступает медленно, на производственные показатели такие основные средства не влияют, поэтому удобно не ускорять отчисления и не ставить их в зависимость от объема выполняемых работ, а равномерно списываться весь срок службы.

Рекомендуется установить линейный метод расчета амортизации для офисной мебели, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Читайте также:

Примеры расчета

Рассмотрим несколько примеров расчета амортизационных отчислений по предметам офисной мебели.

Посмотрим, как установить срок использования и посчитать амортизацию для кресла руководителя и офисного стола – наиболее популярных предметов мебели, встречающихся в условиях офиса.

На самом деле, зачастую такое имущество, как стол, стул, кресло стоят меньше лимита отнесения к основным средствам, поэтому их сразу включают в состав материальных ценностей. После отнесения к материалам мебель списывается сразу в расходы без начисления амортизации.

При необходимости учет таких предметов можно вести на забалансовом счете 013 или учитывать их с помощью ведомостей.

Офисный стол

Исходные данные:

В апреле 2018 года для руководителя приобретен офисный стол стоимость 141 600 руб. (в т.ч. НДС 21 600 руб.).

Стол поставлен на приход как основное средство по стоимости без НДС в этом же месяце.

Решение:

Принято решение установить для стола срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете одинаковым = 85 месяцев.

Амортизацию нужно начинать считать с мая 2018 года.

Ежемесячная норма А. = 1 / 85 * 100% = 1,18%

Ежемесячная А. = 120 000 * 1,18% = 1 416 руб.

Кресло руководителя

Исходные данные:

Предприятие в апреле 2018 года купило офисное кресло для руководителя стоимостью 35 400 руб. (в т.ч. НДС 5400 руб.).

Стоимость доставки – 5 900 (в т.ч. НДС 900 руб.).

В учетной политике компании установлено, что имущество признается основным средством, если его первоначальная стоимость составляет 40000 руб. и выше.

Нужно ли кресло принимать как ОС к учету и считать по нему амортизацию?

Решение:

Сумма расходов без учета НДС = 30 000 + 5 000 = 35 000 руб.

В бухучете кресло можно включить в состав МПЗ и списать его сразу в расходы, так как его стоимость менее 40 000 руб.

При желании компания все-таки может принять его как ОС и считать по нему амортизацию, например, линейным методом.

В налоговом учете кресло не признается амортизируемым имуществом, так как его стоимость менее 100 000 руб.

Выводы

Офисная мебель может быть принята как основное средство, если она соответствует критериям отнесения к объектам ОС. Прежде всего, должно выполняться условие по лимиту стоимости – в бухучете до 40000, в налоговом – до 100000 руб.

Если мебель стоит дороже, то организация должна признать ее амортизируемым имуществом и считать ежемесячно амортизацию.

В 2018 году для офисной мебели не определена амортизационная группа, поэтому можно устанавливать СПИ с учетом рекомендаций производителей либо, при отсутствии таковых, установить для него по прежним правилам 4 амортизационную группу и срок службы от 5 до 7 лет включительно.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2018 Практикующий бухгалтер ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru