Правила применения электронных БСО (бланков строгой отчетности)

фото-1Многие хозяйствующие субъекты – как частные предприниматели, так и различные организации – активно практикуют сегодня заполнение и выдачу клиентам бланков строгой отчетности (БСО), предназначенных для оформления наличных расчетов с физическими лицами.

Применение БСО позволяет определенным категориям продавцов законно отказаться от использования аппаратов ККТ. Однако с 01.07.2018 в этой сфере произошли ощутимые и серьезные изменения. Так, например, БСО с 01.07.2018 повсеместно переводятся на электронный оборот.

Иначе говоря, бланки строгой отчетности могут теперь составляться и использоваться только в цифровом формате.

Новыми требованиями действующего законодательства предусматривается, что БСО больше нельзя распечатывать в бумажном виде через типографию.

Применение таких бланков по собственному усмотрению хозяйствующего субъекта также не допускается. БСО отныне формируются исключительно посредством специальных технических устройств.

До 01.07.2019 года действуют определенные исключения из вышеперечисленных правил. Для некоторых категорий хозяйствующих субъектов до 01 (первого) июля 2019 года пока еще сохраняется возможность применения бумажных расчетных бланков, подлежащих строгому учету. Соответственно, переход на электронный оборот БСО будет осуществляться постепенно.

Важно разобраться, что представляют собой электронные БСО, а также выяснить, как они оформляются, используются и учитываются.

Можно ли применять бланки строгой отчетности в электронном виде?

Дело в том, что с 01.07.2018 года хозяйствующие субъекты, обязанные применять аппараты ККТ в наличных расчетах с физическими лицами, должны массово переходить на использование онлайн-касс.

Примечательной особенностью такой онлайн-кассы является её способность автоматически передавать налоговой службе всю необходимую информацию через интернет.

Однако сведения передаются фискальному органу не напрямую, а при посредничестве специализированной структуры – оператора фискальных данных (сокращенно – ОФД).

Данное нововведение касается не только обычных розничных магазинов и сервисных пунктов, традиционно работающих с физическими лицами за наличный расчет, но и хозяйствующих субъектов, осуществляющих онлайн-торговлю с гражданами.

Все продавцы обязаны предоставлять розничным клиентам кассовые чеки, которые теперь становятся электронными документами, распечатываемыми сразу или пересылаемыми на e-mail гражданина-плательщика.

С 01 (первого) июля 2018 года бланки строгой отчетности (БСО) также составляются, используются и учитываются как электронные документы.

Для формирования и выдачи электронных расчетных документов, подлежащих строгому учету, применяются специальные технические устройства, во многом схожие с вышеупомянутыми аппаратами онлайн-касс.

Техническая система, составляющая, предоставляющая и учитывающая электронные бланки строгой отчетности, должна обязательно соответствовать таким требованиям:

  • Наличие электронного накопителя фискальной информации.
  • Сведения о совершенных транзакциях должны моментально и автоматически передаваться в налоговую службу через ОФД.
  • Необходимо предусмотреть опцию отправки (пересылки) электронного БСО на e-mail клиента.
  • Электронный БСО должен формировать и содержать QR-код с возможностью автоматического считывания всей необходимой информации.

Очевидно, что вышеперечисленные требования полностью устраняют разницу между применением онлайн-касс и формированием электронных документов БСО.

Получается, что БСО законодательно не отменяются, но по себестоимости и технологии использования они будут аналогичны фискальным чекам, выбиваемым онлайн-кассами.

Таким образом, электронный бланк строгого учета, являющийся полноценным расчетным документом, становится разновидностью фискального (кассового) чека, формируемого обновленным аппаратом ККТ (онлайн-кассой).

Как выглядят и используются?

С 01.07.2019 хозяйствующие субъекты, ранее использовавшие БСО в наличных расчетах с физическими лицами, должны будут переходить на обновленный цифровой формат этих документов.

Электронные расчетные бланки, подлежащие строгому учету, оформляются посредством автоматизированных систем, что практически не отличает их от фискальных чеков, выбиваемых онлайн-кассой.

фото-3Требованиями действующего законодательства предусматриваются следующие реквизиты, обязательные для электронного БСО:

  • название расчетного документа;
  • номер порядковый, назначенный рабочей смене;
  • название/ФИО хозяйствующего субъекта;
  • ИНН-код налогоплательщика;
  • налоговый режим, применяемый хозяйствующим субъектом при расчетах;
  • назначение расчетной транзакции (расход, приход, возврат расхода/прихода);
  • перечень приобретенных/оплаченных товаров/услуг/работ с указанием по каждой позиции её наименования, количества, стоимости единицы, общей стоимости, итоговой суммы, НДС (суммы/ставки);
  • форма совершения платежа (наличность, средства электронной оплаты) с указанием сумм, оплаченных каждым из доступных способов;
  • сведения о сотруднике, совершившем расчет с клиентом (должность, ФИО);
  • номер регистрации, назначенный автоматизированной системе, предназначенной для формирования БСО;
  • номер используемого накопителя фискальных сведений;
  • признак фискальный для составленного документа;
  • наименование (адрес) онлайн-ресурса для проверки расчетного документа;
  • e-mail отправителя расчетного документа (при необходимости);
  • e-mail получателя расчетного документа (при необходимости);
  • телефонный номер получателя расчетного документа (при необходимости);
  • прочие реквизиты, предусмотренные спецификой хозяйствующего субъекта.

Совмещение с бумажными

Специалисты полагают, однако, что многим хозяйствующим субъектам будет сложно полностью отказаться от бумажных носителей БСО, окончательно и принудительно перейдя на электронные бланки с 01.07.2019.

По некоторым сферам деятельности (например, реализация театральных билетов), где сейчас еще активно применяются бумажные документы БСО, такой переход может оказаться весьма проблематичным.

Эксперты убеждены, что законодательство в этой сфере еще будет пересматриваться и дорабатываться, а автоматизированные системы для БСО – модифицироваться и обновляться.

Выводы

Электронные документы БСО уже сейчас активно внедряются в практику наличных расчетов с физическими лицами. С 01.07.2019 предполагается окончательно перейти на онлайн-кассы и автоматизированные системы, формирующие цифровые БСО.

Электронный формат БСО подразумевает наличие в нем обязательных реквизитов, состав которых, в принципе, аналогичен перечню, предусмотренному для фискальных чеков, формируемых посредством аппаратов онлайн-касс.

Таким образом, электронные БСО и чеки онлайн-касс во многом соответствуют друг другу. Многие моменты, связанные с электронным оборотом расчетных документов, еще будут уточняться, дорабатываться на законодательном и техническом уровнях.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий